Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 43 он оказывает услуги. Профессионал, опирающийся на недоступное обычным людям знание, которое касается определенной специальности, должен быть человеком, заслуживающим доверия общества и клиентов. Такое доверие обеспечивается наличием саморегулирующегося профессионального сообщества, выдвигающегося нормативные стандарты, и развитыми индивидуальными представлениями о профессиональном долге и призвании. Однако у академической профессии есть своя очевидная специфика. Медицина, юриспруденция и инженерная практика «имеют дело с относительно ограниченными частями систематически изучаемого и получаемого знания, в то время как академическая профессия посредством внутреннего разделения труда перекрывает все пространство такого знания» [11, p. 112]. Внутри этой профессиональной практики знание не применяется , а приобретается и передается (речь идет как о знании о мире, так и о знании о методах, на основе которых знание о мире формируется и удостоверяется) [11, p. 113]. Шилз подчеркивает, что член академического сообщества имеет особое отношение к «истинам о конкретных предметах» и «истине вообще», истине как таковой. Если смысл его профессионального предназначения состоит именно в поиске истинного знания, то ему по определению не может быть свойственно убеждение в фиктивности, иллюзорности, относительности истины. «Подобно тому как если болезнь – это миф, то нет смысла в том, чтобы существовала профессия врача, если права – это миф, нет смысла в том, чтобы были юристы, если истина, объективность, рациональная аргументация – мифы, нет смысла в преподавании и исследовании, и тем более нет смысла в решении таких частных вопросов, как академические назначения или экспертиза» [11, p. 108]. По Шилзу, даже те ученые, которые на словах отрицают существование истины, своими действиями в качестве ученых утверждают ее – они ищут подтверждения своим теоретическим тезисам и с помощью таких подтверждений пытаются убедить своих слушателей и читателей в том, что их позиция верна. Естественно, что истина не является некой завершенной данностью, она не может быть никому дана целостно, она имеет процессуальный характер и т.д. Представления об исследуемых предметах подлежат постоянной коррекции, готовность к которой также является признаком подлинного стремления к истине. Однако, несмотря на это, центральная цель ученого – добиться того, чтобы его утверждения «были настолько истинными, насколько это возможно, опираясь на методически отобранные и проанализированные свидетельства и принимая во внимание состояние дел в его области исследования» [11, p. 108]. Университет выступает в качестве основной социально организованной формы, в которой стремление к истине и рациональное исследование мира реализуют себя (словами Шилза, университет «поддерживает» академическую жизнь) [11, p. 108]. Есть два противостоящих этому походу понимания задач университета, которые, несмотря на искренний пафос служения обществу, искажают саму сущность этого явления. В университете можно видеть всего

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=