Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 42 работах – «академический этос» [9], в более поздних – «академическая этика» [11]. Его внимание привлекла продекларированная в конце 1960-х гг. лордом Эшби задача создать подобие клятвы Гиппократа для академической профессии, в которой должное отношение преподавателя к студентам было бы также строго и отчетливо зафиксировано, как отношение врача к своим пациентам [4]. Комментируя предложение Эшби, Шилз замечал, что в случае с преподавателем университета требуется расширение контекста – его обязанности не ограничиваются обязанностями перед студентами, поскольку он не просто преподаватель, а преподаватель-исследователь. В продолжение дискуссии по докладу Эшби «Международный совет по будущему университета» создал специальную исследовательскую группу, итоговая тема работы которой была обозначена следующим образом: «Обязанности и этика преподавательской профессии: исследование академического этоса». После нескольких сессий группы Шилзом был подготовлен стостраничный текст итогового доклада, обращенный не только к членам академического сообщества, но также к университетским администраторам и государственным деятелям, определяющим политику в отношении высшего образования. Этот доклад считается наиболее полной репрезентацией взглядов Шилза на этические основы функционирования университета. Доклад был опубликован в журнале «Минерва» (1982) под названием «Обязанности университетских преподавателей: академическая этика» [11], а позднее, после его смерти – перепечатан в сборнике работ Шилза «Зов образования» (1997) [8]. На своем веку Шилз видел много примеров безупречного соблюдения академической этики и, наоборот, отхода от нее (хороший пример – его конфликт с Хансом Гертом и Чарльзом Райтом Миллсом по поводу перевода работ Вебера [6]). Этот опыт сформировал у Шилза непримиримость к пренебрежению высокими стандартами академической практики. Его ученик и биограф Стивен Гросби замечал: «Я время от времени слышал, что Эдвард Шилз был «тяжелым человеком». И удивлялся, что могла бы означать такая характеристика? Он был тем, кто принял академическую этику и жил в соответствии с ней. Он воплощал собой стандарт того, какой должна быть жизнь университета. Если это означает «быть тяжелым», то он действительно был именно таким. Но мне очевидно, что это его характеристика со стороны тех, кто не был верен этому стандарту» [5, p. 11]. Академическая профессия и университет Академическая этика, по мнению Шилза, воспроизводит модель любой из в узком смысле этого понятия «профессиональных этик» – медицинской, юридической, инженерной, но с одной существенной поправкой, связанной с тем, какую роль в профессии университетского преподавателя играют знание и истина. Как и любая профессиональная этика, этика академической профессии связана с особыми отношениями между профессионалом и клиентами, которым

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=