Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 41 Университет для Шилза всегда являлся и должен оставаться автономным сообществом исследователей, ставящим превыше всего ценности истины и новизны знания и представляющим собой меритократическую иерархию, положение в которой отдельного ее члена всецело определяется его вкладом в поиск истины об устройстве мира. Никакие общественно-политические цели – будь то цели политической мобилизации в борьбе за справедливость или цели преодоления системной дискриминации социальных, гендерных, расовых групп – не должны искажать этот меритократический порядок. Такая программа стала основой деятельности Шилза во внутренней политике Чикагского университета, остававшегося долгие годы очень консервативным в том, что касается соотношения в университетской жизни политически неангажированной исследовательской практики и социально- политического активизма. Хотя Шилз не занимал никаких административных позиций в университете, в 1960-е гг. он выступал в качестве неформального советника его президента Эдварда Леви. «Два Эдварда», как их называли в то время, предприняли попытки ограничить возможности политической активности студентов и преподавателей внутри и от имени университета. Не менее скептическим было их отношение к попыткам демократизировать университет, то есть заменить меритократию знания всеобщим участием преподавателей и студентов в управлении [3, p. X, XVI]. Вместе с тем, Шилз настаивал на независимости университета от правительства, давление которого могло бы превратить это учреждение в инструмент политической борьбы уже на другой стороне баррикад и вмешательство которого в решение внутриуниверстетских вопросов могло бы ограничить свободный выбор членами академического сообщества тех объектов исследования и преподавания, которые представляют научный интерес. Судьба университета была предметом не только практической деятельности Шилза, но и его научно-публицистической активности. Она занимала существенное место в его журнальном проекте – периодическом издании «Минерва», посвященном современному состоянию и истории университетов, политике в области высшего образования, администрированию научных институтов и политике в области науки в целом (сам Шилз считал издание Минервы прямым продолжением своей работы в «Вестнике ученых- атомщиков» [7, p. 128]). Когда уже в конце 1970-х гг. Национальным советом по гуманитарным наукам ему было предоставлено право прочесть Джефферсоновскую лекцию, ее центральной темой стали именно отношения университета с обществом и государством («Кесарю кесарево: правительство, общество и университет в том, что касается их взаимных обязанностей и прав» (1979) [10]). При этом заглавную роль в сохранении университета с его специфической миссией и его традициями, по Шилзу, должны играть не столько институциональные механизмы, сколько совокупность личных убеждений и образцов индивидуального поведения членов академического сообщества. Шилз по-разному называл эту совокупность: в более ранних
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=