Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 39 иным образом изучать социологию (интеллектуальные амбиции, по его словам, полностью затмевали карьерные соображения) [7, p. 28-29]. Выбор Чикагского университета при этом был вполне осознанным, поскольку именно здесь возникала амальгама европейской социологической традиции с оригинальными исследованиями формирующейся национальной социологической школы. Он знакомится с чикагским социологом Луисом Виртом и посещает его курс по немецкой социологии, продолжая работать в качестве социального работника. Затем становится научным ассистентом Вирта. Вирт привлекает его к переводу книги Карла Манхейма «Идеология и утопия» на английский язык. Позднее, во второй половине 1930-х гг. Шилз начинает преподавать в чикагском университете (курс «Порядок и свобода») и переводит для учебных целей тексты Вебера и Георга Зиммеля [9, p. 47]. Примечательно, что кроме переводов и курса (как он считал, лучшего на тот момент курса по социологии для студентов), главным своим достижением Шилз считает те усовершенствования статьи Толкота Парсонса о социальной стратификации, к которым привела его (Шилза) предпубликационная рецензия на рукопись [7, p. 53-54]. В годы войны Шилз находился в Англии, выполняя задания Управления стратегических служб (прообраз будущего Центрального разведывательного управления), связанные с допросами немецких военнопленных. В этот период он активно общался с другими психологами и социологами, привлеченными к работе по изучению военного противника Великобритании и США. Эта работа и это общение стали основой исследования, которое содержало вывод о том, что солдаты вермахта, в особенности, на заключительном этапе войны проявляли способность к мужественному сопротивлению и самопожертвованию не столько в связи с «идеологической солидарностью», сколько с солидарностью, основанной на простом товариществе и межличностной близости. Такая солидарность и представление о том, что они воюют за свою страну и свой народ, оставляли мало места для национал- социалистических убеждений в качестве мотивации тех, кто находился на линии фронта. Это подтверждало убеждение Шилза в том, что механизмы социальной интеграции сложны и многогранны. В послевоенный период Шилз некоторое время оставался в Англии, занимаясь преподаванием в Лондонской школе экономики и Кембриджском университете. Но после приглашения вернутся к преподавательской работе со стороны Чикагского университета он стал профессором с множественной аффилиацией. В дальнейшем вплоть до самых преклонных лет Шилз будет делить свое время между Соединенными Штатами и Англией, Чикаго и Кембриджем, получая очень точное и подробное представление об университетской жизни обеих стран. В своей исследовательской работе в определенный момент он попытался участвовать в построении единых систематических основ социологии, войдя в проект, реализовывавшийся Парсонсом (в воспоминаниях Шилз иронически писал, что всего лишь раз в своей жизни был «системостроителем») [7, p. 80]. Однако этот опыт, по его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=