Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 38 последовательным переходом от биографического контекста, в котором вызревала академическая этика Шилза, к его видению миссии университета и трудностей ее осуществления, а от них – к нормативному содержанию обязанностей членов академического сообщества (академических профессионалов). В заключении будут высказаны некоторые критические замечания в адрес этого уникального и сыгравшего большую роль в развитии академической этики теоретического проекта. Хотя теоретическое наследие Шилза в целом было довольно подробно исследовано, а его основные лекции, доклады и статьи по академической этике были переизданы после его смерти в виде двух объемных сборников, аналитические работы, посвященные этой стороне его творчества, практически отсутствуют. Исключением является постоянное обращение некоторых философов образования к разработке Шилзом тематики академического гражданства (см. подробнее: [1]). Эта публикация призвана устранить такую досадную лакуну. Эдвард Шилз: биография в университетском ландшафте Как замечает Шилз в своей автобиографии, в ходе своего предуниверситетского и университетского образования, он не получил сколько- нибудь систематического представления о социологии [7, p. 13-16]. Он обучался в Высшей школе Филадельфии и Пенсильванском университете по специальности литературоведение и не пересекался с преподававшими там американскими социологами (все они были далеко не первого ряда). Поворотным моментом в его академической биографии оказалось знакомство с работами Макса Вебера, о существовании которых он узнал из цитат, использовавшихся британским историком, социалистом Ричардом Генри Тоуни. С работ Вебера началось знакомство Шилза с немецкой социологической традицией (а заодно – освоение немецкого языка). Французская социологическая традиция, изучение которой входило в некоторые университетские курсы, не вызвала у него такого энтузиазма. На фоне чтения социологической литературы у Шилза развился интерес к наблюдению за миро- и макропроцессами, разворачивавшимися в американском обществе (особенности и взаимодействие национальных и расовых групп, специфика городской среды разных американских городов и ее изменение и т.д.). Устроившись после завершения образования на должность социального работника, Шилз получил богатый материал для подобного наблюдения. Ретроспективно он называл себя в двадцати-двадцатидвухлетнем возрасте «страстным протосоциологом» [9, p. 18]. В этот период у него появляются идеи о связи интеллектуальной и социальной истории, важности традиции как способа формирования коллективного сознания, социальном консенсусе, городе как «моральном порядке», которые будут определять его творчество годы и десятилетия спустя. В 1932 г. Шилз прибывает в Чикаго, не имея отчетливых планов, касающихся профессиональной карьеры, но твердо решив, что он будет тем или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=