Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 37 Университет сохраняет на настоящий момент статус важнейшего социального института современного общества, однако в последние десятилетия прошлого века и первые десятилетия нынешнего он пребывает в состоянии глубокого кризиса. Система университетского высшего образования постоянно находится под огнем критики, связанной с предполагаемой неспособностью университета адекватно реагировать на формирование информационной, цифровой цивилизации, его экономической неэффективностью, отсутствием у него достаточной открытости в отношении актуальных общественных проблем. Ответом на эту критику, а, вернее, результатом осознания вызвавших ее кризисных явлений являются обновленные образы или проекты реформирования университета, создаваемые теоретиками, и новые модели организации высшего образования, реализуемые на практике (цифровой университет, предпринимательский университет и т.д. и т.п.). Каждый такой проект, каждая инновационная модель университета включают в себя не только новые образцы институционального дизайна высшего образования, но и новые подходы к пониманию этического регулирования профессиональной деятельности в этой сфере. Трансформации университета воспринимаются как, в том числе, а в некоторых случаях – в первую очередь, трансформации академической этики. Это неудивительно, поскольку в определенном отношении именно потенциал этического регулирования происходящих в университете процессов задает пределы возможному реформированию этого социального института. На фоне той тесной связи, которая существует между преодолением кризиса университета и актуализацией или изменением академической этики, особое значение приобретает анализ всего ряда попыток разобраться в том, что такое академическая этика и как она сопряжена с миссией университета. Такие попытки предпринимались неоднократно, начиная с XIX века. Их авторы акцентировали разные непрагматические ценности, продвигаемые системой университетского образования, и до определенного момента усматривали в этическом регулировании (то есть в наборе нормативных ориентиров, обращенных к университетскому преподавателю, и совокупности коммуникативных механизмов, формирующих его представление о профессиональном долге) необходимую, но автоматически воспроизводящуюся периферию университетской практики. Такое восприятие академической этики радикально меняется в середине XX века, из периферии рассуждений о сущности и судьбе университета она превращается в одну из центральных тем. В конечном итоге, для большинства исследователей высшего образования миссия университета оказалась окрашена в этические тона, а академическая этика, развернуто характеризуемая и разносторонне проблематизируемая, приобрела вид университетской миссии в действии. В данной статье предпринята реконструкция одного из результатов этого процесса – концепции академической этики, разработанной выдающимся американским социологом, представителем Чикагской школы социологии, Эдвардом Альбертом Шилзом (1910-1995). Структура статьи задана
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=