Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 36 А. В. Прокофьев Институт философии РАН АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЭТИКА ЭДВАРДА ШИЛЗА В статье проанализировано видение этических проблем академического сообщества американским социологом Эдвардом Шилзом (1910-1995). Биография Шилза, который был свидетелем и участником изменений, происходивших с американскими и британскими университетами в XX в., а также одним из зачинателей теоретической рефлексии в отношении политики в области высшего образования, сделала его одним из самых компетентных исследователей академической этики прошлого столетия. Отправной точкой для построения системы обязанностей университетских преподавателей Шилз считал классическое представление о сущности профессионального труда и гумбольдтовскую модель университета. Университет, по Шилзу, представляет собой объединение людей, профессионально занимающихся созданием нового знания и его передачей. Некоторые тенденции в его развитии создают затруднения для успешной реализации этой цели (массовизация, политизация, бюрократизация, некомпетентное вмешательство государства и т.д.) В этих условиях этические убеждения представителей академической профессии имеют первостепенное значение для сохранения университета. Эти убеждения, касающиеся ответственного исследования, ответственного преподавания и академического гражданства, нуждаются в прояснении и систематизации, чему и были посвящены некоторые из работ Шилза. Ключевые слова: мораль, этика, академическая этика, миссия университета, обязанности преподавателей, университет в XX в., Э.Шилз A. V. Prokofyev RAS Institute of Philosophy (Moscow, Russia) ACADEMIC ETHICS OF EDWARD SHILS The paper analyzes Edward Shils’ understanding of ethical problems faced by the academic community. The biography of Shils who was a witness and a participant of deep transformations of American and British universities in the XXth century and an initiator of the theoretical reflection on academic policy, made him a highly competent scholar in the field of academic ethics. He chose as a foundation of the obligations of university teachers a particular vision of the essence of professionalism and a particular vision of the essence of university. In the last case, it is a Humboldtian model of the research university. University, according to Shils, is an association of professionals discovering and transmitting scientific truths. Some modern tendencies hinder the fulfillment of this goal (the emergence of ‘mass’, ‘political’, ‘bureaucratized’, ‘state-dominated’ university). Taking into account this situation, it is ethical convictions of academic professionals that can help to preserve a genuine university. These convictions pertain to the responsible conduct of research, the responsible teaching and the academic citizenship. They need to be clarified and ordered. This was a goal of some Shils’ works surveyed in the paper. Keywords: morality, ethics, academic ethics, university’s mission, obligations of university teachers, university in the XXth c., E.Shils. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-1-36-55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=