Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 29 поведения. «Бинарные различия существуют не только в человеческом языке, – писал К. Леви-Стросс, – они обнаруживаются также и в способе общения между некоторыми животными» [21, с. 102]. Формирующиеся коллективы не ограничились уже наличным знаковым материалом, а произошло достраивание систем общения. Даже орудия труда были втянуты в орбиту действия первоначальных общественных форм: появление новых орудий, разнообразие их форм и технологии применения – это предметная кристаллизация новых форм деятельности, новых системных связей и отношений. «Локальные технологические культуры» в эпоху мустье – свидетельство того, что орудия труда приобрели дополнительную знаковую функцию в рамках оппозиции «они – мы». Эту же функцию выполняли и ритуальная окраска тела , и захоронения . Интересно, что в захоронениях чаще всего встречаются детские и женские скелеты – это подтверждает нашу гипотезу о возможности дуализма женских и мужских групп, о развитии механизма суггестии (и речи!) первоначально у женщин (парирование интердикции). Удивительно совпадают знаковые оппозиции почти всех архаических культур – «левое-правое», «женское-мужское» – с функциональной ассиметрией полушарий мозга: левого (речевого, логического) и правого (эмоционального, предметного). Сo знаковой деятельностью мужских или «патрилинейных» коллективов (в них могли быть и женщины, не допускаемые к ритуалам) можно связать захоронения медведей в пещерах и создание «натурального макета» (А. Д. Столяр). И это всё знаково-предметные формы бытия первобытного человека, его ментальных практик. Итак, факты подтверждают, что речь-миф выступает регулятором дуальноэтнического отношения , т.е. знаковые бинарные системы нагружены суггестивно-инфлюативной функцией (и предметы, и действия, и жесты, и звуковые комплексы, и раскраска тела.). Императивно-коммуникативная и суггестивная – первичные и основные функции речи-мифа – выражалась в первобытных табу , первичных ценностно-волевых нормах человечества, в именных способах кодирования и ритуальных практиках передачи нового опыта будущим поколениям (инициации). И только на зрелых стадиях развития человека и человечества появляется собственно сознание . Литература 1. Алексеев В. П. Историческая антропология : учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1979. 216 с. 2. Алексеев В. П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. 462 с. 3. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества: соврем. методол. проблемы и критика немарксистских взглядов. М.: Мысль, 1982. 304 с. 4. Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л.: Наука, 1971. 137 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=