Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 155 проекты по созданию теократического славянского государства содержатся в утопиях общины «Коляда вятичей», А. А. Добровольского (Доброслава) и Н. Н. Сперанского (волхва Велимира), хронологически охватывая и «светлое» языческое прошлое эпохи до Владимирской Руси и прогнозируемое будущее [26, с. 94; 27, с. 31; 28, с. 13]. Определенные аналогии между литературными и реальными языческими священнослужителями XXI века возникают при знакомстве с эпизодом романа «Большой погром», посвященным реформе в жреческой среде, спровоцированной Вадимом Соколом. Согласно сюжету, волхвы бога Яровита – Огнеяр и Войдан – сокращают срок обучения служителей культа и посвящают в волхвы двадцатипятилетнюю молодежь. Ранее в «сан» мог вступить человек не ранее сорока-сорока пяти лет. Изменения были вызваны ослаблением влияния славянских культов и необходимостью пополнения рядов наставников. Признавая отсутствие у молодых волхвов необходимых знаний и опыта, главный герой цикла находит следующие плюсы в омоложении языческих кадров: «Люди честные, прямые, сильные и лишенные экстрасенсорных способностей. Но они вдохнули в дряхлый культ, который находился на последнем издыхании, новую жизнь. Именно они, а не старые волхвы, ходили по отдаленным селам, славили родовых богов, строили новые капища и доносили до сородичей истину, что они не рабы, а потомки небожителей» [17, с. 29]. Реформирование действующего русского нативизма наблюдается с 2010 годов. Омоложение штата служителей культа продиктовано несколькими причинами, среди которых следует выделить естественный процесс социализации, связанный с отходом «старых» лидеров активной религиозной практики в связи с жизненными обстоятельствами (изменением семейного статуса, места работы, жительства и т.д.). Изменения могут быть продиктованы и инициативой идеологов, решившихся на реформирование своего мировоззренческого базиса. В частности, ряд языческих лидеров 1990-х – начала 2000-х годов сделали ставку на отход от массовых празднично- обрядовых мероприятий, предпочитая им индивидуальные практики, обряды в узком кругу адептов. Кроме того, нельзя не учитывать естественный процесс возникновения новых сообществ, в организационно-иерархическом плане не связанных с известными союзами общин, возглавляемых своим «доморощенным» молодым жречеством. Наконец, обновление волховских кадров – естественный процесс переосмысления язычества с учетом потребностей и современных реалий, нацеленный на построение новой идеологии как для нового жречества, так и для новой паствы. Яркий пример – проект волхва «Велесова круга» Велеслава (И. Г. Черкасова) «Шуйный путь» [29, 1080 с.]. Проекты «хождения в народ» представителей жречества также имели место в новоязыческих концепциях. Н. Н. Сперанский, разрабатывая теорию «Великого Капища»: центра, монастыря, школы, – возлагает на молодых жрецов обязанность по непосредственному взаимодействию с паствой [30, с. 170].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=