Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 154 знаний, чародей, проводник божественной воли и судья «который вершит свое правосудие не по законам князей, а по совести» [9, с. 88]. Волхвы распоряжаются и денежными средствами. Объясняя сосредоточение материальных благ – «Святовидовой казны» – в руках духовенства, автор рисует служителей языческого культа бессребрениками, заботящимися о процветании народа, выкупающие пленных, использующие богатства для откупа от врагов, закупок хлеба, помощи соседям. Естественно, в своем бескорыстии жречество противопоставляется алчности христианских проповедников. Развивая тему идеализации фигуры волхва, В. Сахаров описывает специализированное учебное заведение – храмовую школу, в которой проходил обучение главный герой цикла «Ночь Сварога». Педагогический состав школы бояны – узко квалифицированные специалисты (историки, философы, эзотерики, географы и т.д.). Кроме обучения гражданской элиты, знати руянских семей, волхвы выступают и как первоклассные воители, способные вступать в противоборство с лучшими воинами «темной» стороны. Весьма примечательны и внешние характеристики славянских служителей культа: «А впереди, целенаправленно приближаясь ко мне, шел седовласый солидный старик в длинной белой рубахе, которая была перетянута широким ремнем. <…> Мужчина передо мной, вне всякого сомнения, серьезный. Взгляд ясный, походка уверенная, и в теле, не смотря на старость, чувствуется скрытая от обычных людей мощь» [9, с. 74]. Приведенное описание «материализуется» в массе современных языческих демотиваторов и специализированной брендовой одежды. Кроме того, можно вспомнить образ первого советского язычника А. А. Добровольского (Доброслава) и обложку одной из его книг «Волхвы», на которой была изображена знаменитая картина В. М. Васнецова «Встреча Олега с кудесником». Подобно литературным жрецам, сегодняшние идеологи движения зачастую являются и хранителями денежных средств общины, главными организаторами языческих праздников и этнофестивалей. Также некоторые объединения, развивая мировоззренческий дискурс и привлекая неофитов, содержат собственные учебные заведения. К примеру, на базе одной из крупных языческих организаций Польши «RODZIMY KOŚCIÓŁ POLSKI» («Родная польская церковь») функционирует образовательная организация «Академия жрецов» («Akademia Żerców»). В России идеолог «ССО СРВ» В. Казаков является ректором «Училища родной веры славян» [24; 25]. Особое положение в иерархической структуре историко- мифологического мира пенталогии занимает фигура верховного жреца Святовида Векомира. Главный волхв венедов, по В. Сахарову, «нечто среднее между кардиналом Ришелье и товарищем Сталиным» [18, с. 12], предстает единственным полноправным правителем – диктатором славянского Руяна, всего побережья Балтики, контролирующим выход военных эскадр в море, имеющим собственное боевое подразделение, определяющим внутреннюю и внешнюю политику в регионе. Непререкаемый авторитет жреческо- волховского сословия, созданный на страницах серии фэнтези, уже несколько десятилетий формируется лидерами новоязыческой диаспоры России. Так,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=