Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 153 средневековый богослов и мистик Бернард Клервоский, получивший, благодаря автору романов, сверхъестественные способности, проявляющиеся в чудесах во время проповеди, исцелении парализованного, явлении в виде духа. Внеземное, хтоническое происхождение монаха достигается за счёт демонизации рассматриваемой фигуры: «Лицо Бернара показалось ему <…> мордой странного животного с глазами змеи и клыками во рту» [18, с. 201]. «Темные», согласно сюжетной линии пенталогии, – обитатели иных космических миров, жаждущие славянских душ и крови и получившие силу во время господства «Ночи Сварога». Выстраивая иерархию сил зла, писатель акцентирует внимание на факте превращения в рабов и слуг «темных» людей, отрекшихся от предков и веры предков. Создаваемая пирамида надконфессиональная и имеет направления в сектах авраамических религий, отдельных культах Индии и Азии. Конспирологический миф, идея мирового заговора, заговора отдельного народа, возникшие в среде первых политиков от язычества XX века [21, 320 с.; 22, 407 с.], в произведениях В. Сахарова «разбавляются» весьма популярной в кругах последователей нью-эйдж, уфологии, ведической Руси теорией о расе пришельцев-змеелюдей: рептилоидов, виевичей, наг и пр. Параллелизм между микромиром реального язычества и фэнтезийным миром средневековой Балтики не исчерпывается фиксацией противников по вере и крови. Во многом идентичны и «светлые» силы, набор принадлежащего им функционала. Прежде всего, следует обратить внимание на представленный автором социально-политический строй идеального общества балтийских славян. В первом романе серии «Ведун» В. Сахаров характеризует существующую систему как «сословно-кастовую формацию» [9, с. 52], возглавляемую союзом князей и жрецов. Следует отметить, что тематика, связанная со служителями культа, занимает весьма важное место в рассматриваемом цикле, «цементируя» всю сюжетную линию и расставляя акценты на наиболее значимых событиях пенталогии. Иерархия, круг обязанностей и даже волховской портрет весьма детализированы. Так, автор приводит подробную иерархическую лестницу балтийского жречества, включающую волхвов, кудесников, чародеев, ворожеев, ведунов, кобников, знахарей, младших и старших учеников и храмовых воинов [9, с. 57]. Подобную разветвленную систему служителей культа имеет и одна из старейших языческих организаций России «Союз славянских общин славянской родной веры» («ССО СРВ»). Общее количество «должностей» языческих священников насчитывает двадцать пять наименований [23], которые можно условно разделить на три категории: «волхвы», «потворники, потворницы» и «баяны». Безусловно, как показывает практика полевых экспедиционных выездов к представителям нативистских сообществ, подобного ранжирования пока не наблюдается. Как правило, обряд совершается силами волхва и жрецов (помощников) – наиболее авторитетных членов общины. Вместе с тем претендент прописанной разветвленной системы имеет место. С учетом идеализации образов волхвов, приведенных в серии романов, функционал жречества безграничен. Священнослужитель – хранитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=