Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 15 отличие в том, что Данте всегда пребывает в ситуации активного осознания своего восприятия загробного мира , основываясь на фактах исторической реальности, на памяти культуры (мифах, легендах, исторических преданиях), на знании конкретных деталей человеческой жизни. Его сознание всегда бодрствует, остается оценочным и критическим, невзирая на фантастические картины, разворачивающиеся перед ним. Оно потенциально содержит в себе « критику способности видения» . В худшем случае оно просто временно отключается, а сам Данте «впадает в прострацию» («И я упал, как тот, кто схвачен сном»; «И я упал, как падает мертвец»; «Здесь изнемог высокий духа взлёт» и т.п.). В этом смысле Данте – это Сведенборг и Кант в одном лице. Вот почему описание Данте загробного мира выглядит предельно достоверным, а самого Данте нередко принимают за очевидца описываемых событий. Предельно точно сказал об этом Этьен Жильсон: «Во всей «Божественной Комедии» нет ни одного мертвеца… Это рассказ о живом в кругу живых…» [6, с. 92]. Комментарии 1. Эта сцена стала темой живописного полотна английского художника- прерафаэлита Данте Габриеля Россетти. «Видение Данте смертного часа Беатриче» (1871). 2. О новых доказательствах причастности Данте к тайному обществу «Верных Любви» (Fideli di Amore) см. современное исследование: Manetti R. Dante e i Fedeli d’Amore. Mauro Pagliai Editore, 2018. 134 p. 3. Подробнее см.: Ciccia C. Dante e Gioacchino da Fiore . Pellegrini: Cosenza, 1997. URL: http://www.literary.it/dati/literary/C/ciccia/dante_e_gioacchino_da_fiore.html (дата обращения: 05.02.2021) 4. Следует отметить, что, говоря о цветовом различии кругов, Данте не указывает конкретный цвет каждого из кругов Троицы. 5. Подробнее см.: McGinn B. Apocalyptic Spirituality: Treatises and Letters of Lactantius, Adso of Montier-En-Der, Joachim of Fiore, the Franciscan Spirituals, Savonarola. New York: Paulist Press, 1979. P. 106; Dronke P. Orizzonte che rischiari // Dante and Medieval Latin Traditions Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 7-8. 6. Цит. по: Флоровский Г. В. Восточные отцы IV-ого века (Из чтений в Православном Богословском институте в Париже). Париж, 1931. С. 108. 7. Ирида – в древнегреческой мифологии богиня радуги. 8. Одним из первых, кто обратил на это внимание был Дж. Бузнелли. См.: Busnelli G. Il concetto e l'ordine del 'Paradiso' dantesco. S. Lapi: Città di Castello, 1911. Vol. I, pagg. 257 e segg. Трудно сказать, знал ли Данте об этой аналогии.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=