Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 14 «Можно сказать, – пишет в этой связи В. Н. Лосский, – что это размышление о Троице, привитое к созерцанию, есть интеллектуальное откровение, которое превосходит разумение» [7, с. 62]. Предел видения Троицы: озаряющая полнота любви Последние слова Данте, венчающие «Божественную комедию», гласят: Но собственных мне было мало крылий; И тут в мой разум грянул блеск с высот, Неся свершенье всех его усилий. Здесь изнемог высокий духа взлет; Но страсть и волю мне уже стремила, Как если колесу дан ровный ход, Любовь, что движет солнце и светила [1, «Рай», XXXIII, c. 139-145]. Как отмечают комментаторы, Данте говорит здесь о пределе высокой фантазии (l'alta fantasia), («изнеможении высокого духа»), которая уже не в состоянии дать интеллекту какое-либо представление о Божестве. Такое толкование во многом подтверждается словами из «Пира», из которых следует, что в силу несовершенства воображения наш разум не в состоянии подняться до некоторых вещей, «как-то до субстанций, отрешенных от материи» (подобных ангельской иерархии или иерархии райской розы), ибо воображение лишено возможности помочь ему. «Способные составить себе некоторое представление об этих субстанциях, мы тем не менее ни понять, ни познать их до конца не можем» [3, c. 172]. Разорвав связь с воображением и его чувственными образами, интеллект Данте начинает работать в режиме чистого созерцания. Данте достигает того же состояния блаженства, что и души праведников райской розы, у которых знание и любовь к Богу полностью сбалансированы и покоятся в блаженстве чистого созерцания. Последние строки «Рая» свидетельствуют о том, что Данте достигает не просто предела человеческого совершенства (идеального согласия между стремлением к истине и волей к добру), обретенного им до видения Троицы, а ангельской трансгуманизации , когда стремление к познанию Бога и воля к единению с Богом (disio e 'l velle), обретают в гармонии преображения ту полноту любви – (plenitudo dilectionis по св. Бернарду), которая ведет к вечному райскому блаженству. Вместо Заключения: Реальность видений Данте Видение загробного мира у Данте отличается от других загробных видений так же, как реальный мир отличается от мира сновидений. Основное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=