Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 139 собственно и строится любовь к Родине. В этой связи маршруты походов обязательно прокладываются с захватом мест героических подвигов и сражений с оккупантами, отмеченные стелами, памятными знаками или специальными книгами памяти. Так, хорошей традицией для студентов стало посещение Зуйской заставы, где совершила подвиг восемнадцатилетняя Клава Юрьева, ценой собственной жизни, прикрывшая отход партизан во время карательной операции немцев [16, с. 60-64; 14, с. 356-359], подъем на высоту «1025», с установленной на ее вершине партизанской пушкой, на плато Орта-Сырт, а затем и на Караби-яйлу, где в 1942–1944 гг. действовали аэродромы, через которые и происходило обеспечение народных мстителей всем необходимым для борьбы с захватчиками [15, с. 332-336]. Для более подробного ознакомления студентов с историей Крыма в годы Великой Отечественной войны и, особенно с партизанским движением на полуострове, организаторами патриотических экскурсий – преподавателями ТГПУ им. Л. Н. Толстого, периодически выпускаются специальные учебные пособия и научные труды, пользующиеся неизменным интересом среди обучающихся [10, 11, 12]. Таким образом, эффективность проводимой в Белинской археологической экспедиции патриотической работы с молодежью, на основе ее приобщения к культурно-историческим ценностям Крыма, через посещение и эмоциональное соприкосновение с подвигами героев, не вызывает сомнений. Однако такая форма работы является не единственно возможным вариантом достижения успеха в данном направлении работы с подрастающим поколением [1, с. 10-13; 4, с. 20-23; 9, с. 1-6; 13, с. 119-121]. В крымских школах таких, как например, муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное учреждение «Школа-гимназия № 1» городского округа Судак, с успехом используют и другие формы воспитательной работы с молодежью. Осознавая важность патриотического воспитания подрастающего поколения в педагогической практике, как залога будущего нашей страны, заявленная проблема в данном учебном учреждении решается путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность. С одной стороны, данный вид деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой – нацеливает их на самостоятельность. Учитель в данном случае выступает как наставник, чья задача – регулировать и направлять. Основная роль отводится именно ученику, который в ходе осуществления исследовательской деятельности – САМ выбирает, САМ ищет, САМ реализует, САМ представляет, пропуская как бы «через себя» заданную проблему. А не это ли благодатная почва для воспитания? Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=