Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 131 интернационала» [7] подобного МТО «Аль-Каида», «ИГИЛ» и других, является не построение «справедливого» теократического государства или «очищение веры» на территории какой-либо отдельно взятой страны, но воссоздание халифата в глобальном масштабе. В последние десятилетия рост популярности ваххабитских идей среди представителей суннитского ислама приобрел поистине глобальные масштабы. Философско-антропологический анализ религиозно-политического терроризма является актуальной научной задачей, поскольку ее решение очень важно не только в академическом, но и в практическом плане, и призвано помочь найти пути противодействия террористической деятельности. Исследователи отмечают, что религиозно мотивированный терроризм имеет свою специфику. Мотивированных навязанными псевдорелигиозными ценностями и целями террористов отличает особый радикализм их убеждений и отрицание возможности компромиссного решения вопросов. Еще одним важным моментом в исследовании антропологии религиозно-политического терроризма является философско- антропологический анализ личности террористов. В психологии используется термин «негативная идентичность». Как разновидность социальной идентичности негативная идентичность характеризует личность и группы по принципу «против кого-то», «от противного» эксплуатируя образы враждебности, агрессивности, неприязни, ненависти, противостояния и противодействия. Данный процесс был описан Эриком Эриксоном [8] и назван им состоянием нескладывания (несклеивания) Я-концепции. Согласно концепции западного психоаналитика «Негативная, отрицательная идентичность упрощает многомерный мир личности до однолинейности, примитивизма и фанатизма, и для современного общества эти смыслообразования маргинальны, периферийны и экстраординарны, т.к. зачастую трансформируются в экстремизм и терроризм» [9, с. 152]. Религиозная риторика террористов призвана придать осмысленность их деструктивной деятельности, а тем самым и легитимности совершаемого ими насилия. По мнению отечественных психологов «Понятие «негативная идентичность», применяемое к таким экстремистам, условно, т.к. террорист в большинстве случаев формируется под воздействием определенных, замаскированных от социума, но существующих в реальности общественных установок, причем группа, их исповедующая, придает им положительный характер и смысл» [9, с. 152]. Данное наблюдение позволило нам выделить третью особенность религиозно-политического терроризма – убежденность религиозно мотивированных участников террористической деятельности в легитимности совершаемого ими насилия и стремление оправдать его доводами религиозной догматики. Термин «антисистемная глобализация» мы используем для обозначения и одновременно выявления сущности транскультурного проекта исламского терроризма, носящего антисистемный характер и выступающего как альтернативный западному глобализационному проекту под знаменем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=