Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 128 присваивают себе право выступать от лица уммы, их призыв обращен ко всем мусульманам в независимости от этнической и государственной принадлежности. Антисистема является термином пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, используемый им для определения этнической антисистемы, которую он определяет, как «системную целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос» [3]. Существенным моментом для нашего исследования в определении характеристик антисистемы, является то, что последняя склонна вырабатывать единую объединяющую ее членов мировоззренческую установку на отрицание существующего мира как сложной и многообразной системы во имя устремленных к будущему абстрактных целей . Именно эта черта антисистемной глобализации проявляется в идеологии и практике международной террористической организации ИГ. Таким образом, антисистемная глобализация – это не только альтернативный проект глобализации мира по не западным сценариям, но также деструктивный, антисистемный процесс глобализации, в основе которого лежит насилие, террор и экстремизм . Сопряжение основного системного противоречия, внутреннего, с активизацией разрушительных тенденций в деятельности антисистемы приводит к метаморфозам (превращениям) системы органического типа, приводящим к появлению извращений, социальных и цивилизационных монстров. «Антисистемы оказываются той культурной «парадигмой» и матрицей, которая воплощается в тоталитарных системах и сопровождающих ее функционирование террористических клонах, в сосуществующих террористических архетипах и социокодах» [4, с. 64]. Сравнительный анализ исламского терроризма и исламистских движений радикального толка, указывает на их квазисистемную сущность именно в контексте ислама как религиозной системы и цивилизационного типа, так как данные движения имеют своей целью разрушение традиционного ислама и исламской цивилизации. Сравнительный анализ исламского терроризма и исламистских движений радикального толка, указывает на их квазисистемную сущность именно в контексте ислама как религиозной системы и цивилизационного типа, так как данные движения имеют своей целью разрушение традиционного ислама и исламской цивилизации. Очевидно, что для создания адекватных теоретических моделей понимания и объяснения феномена терроризма недостаточно только апеллировать к поиску рациональных политических и экономических основ террористической деятельности. Необходимо учитывать влияние всего спектра культурных, религиозных, мировоззренческих,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=