Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 127 Глобализация современного мира ведет к активному взаимодействию различных обществ, народов и культур. В условиях невозможности ограничить свои контакты с соседями, кроме естественного обмена (торговля, прозелитизм) имеют место два явления: псевдоморфоза и антисистема. О. Шпенглером в 20-е годы XX в. «Историческими псевдоморфозами я называю случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот – ее родной, не в состоянии задышать полной грудью, и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания» [1, с. 193]. В качестве примера исторической псевдоморфозы следует считать все исторические случаи политического и культурного господства зрелых обществ над молодыми народами, которые ещё не успели создать собственные оригинальные формы общественной жизни. О. Шпенглер в качестве примера исторической псевдоморфозы приводит взаимоотношения Римской империи с народами Леванта на заре нашей эры. Антисистема представляет собой более сложное явление. Термин был введен в употребление отечественным исследователем Л. Н. Гумилёвым и популяризирован В. Л. Махначем, П. М. Корявцевым и Д. А. Володихиным. Антисистема – это социально-духовная общность людей с негативным миросозерцанием, имеющая общее для своих членов, обычно синкретическое мировоззрение. Проще говоря, это люди, рассматривающие ситуацию, сложившуюся в их этносе, с позиции другого этноса и поэтому воспринимающие реальное положение дел как неправильное и нуждающееся в исправлении. Но поскольку они видят ситуацию «чужими глазами», то лишь разрушают «неправильное», а желаемое создать не могут, потому что вдохновляющий их образец либо непригоден в данной ситуации, либо настолько синкретичен, что не может быть воплощен нигде и никогда. Отечественные исследователи отмечают, что «исламистское движение сложилось в классических для антисистемы условиях: псевдоморфоза (насаждение европейских политических образцов в мусульманском мире) и кризис ортодоксального суннитского ислама (ликвидация османского халифата). Последнее обстоятельство оказалось роковым: именно халифат позволял отделять от ислама различные еретические и сектантские веяния. Например, ваххабиты почти двести лет находились в маргинальном положении, поскольку халиф официально объявил их еретиками. Но крах суннитского единства позволил сектантам включиться в политические неурядицы, сопровождавшие модернизацию арабских стран Леванта» [2, с. 180]. Таким образом, после упразднения в 1924 г. халифата исламский мир лишился единого духовного и политического центра, который бы определял четкую грань между ортодоксией и ересью. А это означает, что суннитский ислам лишен возможности сплотить сторонников ортодоксии против ереси, претендующей на глобальную гегемонию. Исламский мир представляет лишь виртуальное единство, поэтому ортодоксальное духовенство может иметь вес только в конкретной стране. Однако сторонники идеологи терроризма

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=