Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 122 психологизм». И, наконец, деконструкция, переоткрытие времени и археология знания [18, с. 23]. Как следствие, в целом отвергается центрированное мировоззрение и детерминизм как принудительная каузальность дерева. Постмодерн заявляет о содержательной исчерпанности интерпретационного потенциала древовидного подхода. Предметность рассматривается как аструктурная, пространство трактуется децентрированно через понятие «территоризация», приветствуется идея принципиальной случайности сингулярного события, феномен смысла обретает проблематичный статус. Как известно, в основе логики развития европейской духовной традиции всегда находится критическое осмысление уже сложившегося взгляда на мир на очередном историческом этапе. Постмодерн сыграл положительную роль, представив разрушительную критику исчерпавшей внутренние источники развития центрированной и системной рефлексии мира. Однако, философия постмодерна сама остановилась, не решив проблему образа будущей философии и стала объектом критики. Это обусловливает необходимость усилий по формированию условий для конвергенции двух альтернативных ориентаций в мировоззрении: «Мирового дерева», как центрированной картины мира и «Лабиринта», как ацентрированного видения мира. Древовидная системность нуждается в дополнении индивидуальностью и неповторимостью элементов постмодернизма и, обладая универсальной характеристикой, может выступить основой для нового синтеза, вобрав в себя современные акценты. По нашему мнению, сложившаяся непримиримая альтернативность может быть преодолена через поиск оснований целостности культурной картины мира. Литература 1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование : пер. с англ. СПб.: Питер, 2009. 688 с. 2. Афанасьев А. Н. Славянская мифология. М.: ЭКСМО ; СПб.: Мидгард, 2008. 1520 с. 3. Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс : Универс, 1994. С. 72-130. 4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. с фр. А. Качалова. М.: ПОСТУМ, 2015. 240 с. 5. Гваттари Ф., Делёз Ж. Что такое философия? / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Ин-т эксперим. социологии ; СПб.: Алетейя, 1998. 286 с. 6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974. 452 с. 7. Делез Ж. Различие и повторение / науч. ред. Н. Б. Маньковская ; пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской. СПб.: Петрополис, 1998. 384 с. 8. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1: Первоначала философии. М.: Мысль, 1989. 654 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=