Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 121 В целом, метафора дерева основывает западные модели мира, привносит в их содержание метафизическую идею «корня» как основания и первопричины. Древовидная организация процессуальности, по оценке постмодернистских авторов, не обладает творческим потенциалом, так как каждый раз, когда желание принимает форму дерева, налицо определенные внутренние последствия, которые ведут к его смерти. Бинарная логика, типичная для европейской культуры – это духовная реальность дерева-корня, которая все еще господствуют в психоанализе, в лингвистике, в структурализме и других областях. На первый взгляд «дерево–корень» и «ризома–канал» альтернативны по отношению друг к другу: дерево продолжает функционировать как трансцендентная модель, а ризома развивается как имманентный процесс, который оспаривает модель и намечает карту. Однако эти подходы полагают друг друга, так как исторически на первом этапе философия представляла собою становления рефлексивного отношения к миру, далее философия и метафизика выступают в качестве рефлексии знания, в последней трети двадцатого века в постмодернизме возникает рефлексия философии [5]. Таким образом, постмодернизм – современная форма антидогматизма, в результате которого разрушается система символических противоположностей, происходит отказ от двоичного исчисления мира, такого как рациональное- иррациональное, конечное-бесконечное, старое-новое, дух-материя, материализм-идеализм, идет разрушение понятия «норма». Основным становится принцип культурной автономности и взаимной дополнительности различных духовных традиций, что подчеркивает значение диалогичности и взаимного ученичества. В таком случае освоение нами мира подобно путешествию в лабиринте равнозначными по возможностям тропами ризомы. По мнению постмодернистских авторов, современная философия испытывает усталость от «Мирового дерева» и линейной версии процессуальности. Они предлагают корневище как метафору клубня вместо корня, лабиринт вместо дерева как образ мира. Новое понятие «хаосмос» вводится для обозначения внутреннего тождество мира и хаоса, в отличие от понятия «космос», отождествляющего мир и порядок. Хаосмос представляет собой место, в котором все явленности равноправны, возможности равнобезразличны и равнослучайны, включая смысловую иерархию и субординацию. Сказанное достраивается ацентризмом, трансгрессией как неким жестом, обращенным за пределы, эротикой текста как самопорождающейся продуктивностью. Мыслить иначе означает включить в мышление принцип нон-селекции. Начальной ступенью в противовес субстанциальной реальности постмодернисты называют мнимую референциональность мифологического [3, с. 72-130]; гиперреальность или симукляр [4]; лимитированность гиперинтерпретации [19; 20]. На следующей ступени оформляется новая форма атеизма как отсутствия страха перед Богом, постистория, новый «анти-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=