Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 120 определенность и застывает; «отрицательно-разумный», или «диалектический», когда одно переходит в другое через опосредования, например, «общее» в «единичное» через категорию «особенное»; «положительно-разумный», или «спекулятивный». Иррационалистическая и частично пессимистическая трактовка впервые явно и самостоятельно прозвучала в 19 веке, она объявила реальный мир иллюзорным или банальным и призвала, следуя позиции стоявшего у истоков А. Шопенгауэра, бежать в сферу искусства, этики и философии [17]. Противоположный взгляд представлен М. Хайдеггером, переориентирующим наше внимание с дерева на свет и почву его питающие, что возвращает бытию таинственность [11, с. 24]. Гуманизм – культивирование человечности, но, с обретением свободы, он оказывается разным, так как утверждается на фоне истолкования природы, истории человеческого мира. Нет никакой «систематической» мысли, существует философствование, подключающее к бытию: человек «приобретает необходимую бедность пастуха, чье достоинство покоится на том, что он самим бытием призван к сбережению его истины» [16]. По мнению К. Ясперса, природа это «вызванная из своей извечной косности человеком, но человеком мудрым, умнеющим, сохраняющим и углубляющим свою исконную сущность, разумную душу, ясность и отчетливость ума» [22]. Философия – это для данного момента завершенное представление о бытии с одновременным осознанием того, что оно не может удержаться в качестве окончательного. С критикой теории «Мирового дерева» выступил и Ж. Делёз, который утверждал: «все понятия культуры находятся между двумя полюсами: шизофренией и паранойей, которые образуют два противостоящих друг другу способа мышления: шизоанализ и поиск причинно-следственных обоснований» [5; 7]. Интересно, что Делёз представляет шизоанализ в качестве инструмента развития культуры, а причинно-следственные связи, соответственно, разрушают ее. Поэтому, по его мнению, смысл шизоанализа – освобождение из-под «власти дерева», когда философия должна размышлять о событиях, а не о сущностях. Философия полностью автономна по отношению к науке и искусству, её главной задачей является создание концептов: Ж. Делёз подчеркивает, что «верит в системную (древовидную) философию, но лишь до тех пор, пока системность не соотносится с Тождественностью, Подобием и Аналогией». Но система должна быть не просто вечной разнородностью, она должна быть гетерогенезом [10, с. 83] Единомышленник Делёза, П.-Ф. Гваттари становится соавтором «ризомной» концепции, в которой «ризома» допускает «множественные неиерархичные точки входа и выхода в представлении и интерпретации знания». Таким образом, ризома противопоставлена древовидному (иерархичному, древоподобному) подходу к осознанию мира и процессов в нем [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=