Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 119 проблема бессмертия и мыслимой бесконечности; центра мира как соприкосновения имманентного и трансцендентного; центрированного мировоззрения в форме космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма и др. В свою очередь, исследование множественности свойств Дерева показывает, что оно по-разному трактуется в различных культурных традициях: «дерево жизни, дерево плодородия, дерево восхождения, небесное дерево, шаманское дерево, мистическое дерево, дерево познания, генеалогическое древо, дерево целей и др.». Требуется глубокий уровень обобщения и абстрагирования для перевода самого образа в некий идеальный объект, имманентно поддерживающий постоянство своих свойств [2, с. 160]. Обоснование положения о тождественности мышления и бытия начинается с единого вечного неизменного неподвижного и ограниченного шарообразной формой бытия Парменида, продолжается тезисом Декарта «я мыслю, следовательно, я существую», и завершается гегелевским «все действительное разумно, все разумное действительно». По Р. Декарту, задача философии – выступить в качестве совершенной системы всего того, что может и что должен знать человек. Он подчеркивает: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Под последней я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец» [8, с. 297]. В противоположность детерминистическому и индетерминистическому определению свободы, Декарт считает, что свобода заключается в способности подчиниться логике порядка даже наперекор собственному чувству во имя или под бременем истины. О верховенстве моральных страстей он говорит как о господстве Субъекта (души–ума–Я) над объектом (телом). Цель самосовершенствования человека в отождествлении разума и воли на основе сильного разума. Мыслитель подчеркивает, что «мышление – то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому понимать, желать, воображать, а также чувствовать означает то же самое, что мыслить». В свою очередь, Г. В. Ф. Гегель под системой (деревом) понимал такое соединение частей, в рамках которого каждая составляющая является необходимой. Свобода представляет собой духовную работу по самопознанию, совершаемую мировым духом и индивидом, повторяющим этот путь: «Абсолютная идея имеет содержанием себя самое как бесконечную форму, ибо она вечно полагает себя как другое и опять снимает различие в тождестве полагающего и полагаемого» [6, с. 159]. Спекулятивное мышление содержит три основных момента: «рассудочный» когда понятийный мир получает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=