Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 118 рисует дерево, то, как он видит прошлое бессознательно отразится в изображении корня, настоящее – ствола, будущее – кроны [1]. Таким образом, мировое древо – это такая модель вселенной и человека, в которой каждое существо, предмет или явление имеет своё место, а также признается существование силы, удерживающей все на своем месте. Оно же посредник между мирами, который являет собой своеобразную дорогу, мост, лестницу [12]. При всей разнице конкретизаций, отражающих характеристики культур и исторических этапов в их движении, обобщенный образ мирового дерева предполагает значительную высоту, разветвленную крону и не уступающую ей корневую систему. В этом отношении важно подчеркнуть, что любое мифологизированное представление всегда рассматривается как диахронное, обращенное в былые события, и, одновременно, как синхронная попытка трактовки настоящей действительности. Философия «Мирового дерева» предлагает вариант объединения этих аспектов на основе системы бинарных признаков в ветвлении и узлах «дерева». Так формируется «общая структура культурного пространства, временные координаты понимания мира человеком, искусственное противопоставление природно-естественного и культурно- искусственного начал» [9]. Биологический характер бытия человека решается бинарными оппозициями: мужской-женский, старший-младший и др.; в генеалогическом значении формируется сетка координат предки-потомки; в общественном пространстве: свой-чужой, ближний-дальний, внутренний- внешний, сакральный-профанический [15, с. 71]. Такой вывод позволяет нам рассматривать «мировое древо» как метафоричное объяснение развития мира, в котором его космизация основана на вертикали между Землей и Небом, обеспечивающей формирование мирового пространства. Не случайно, семантически Дерево амбивалентно: средний род позволяет легко включать в него как земное (женское), так и небесное (мужское). То есть, разграничивая Небо и Землю, Дерево обеспечивает и их «брачное» соединение. Философия «Мирового дерева» исторически представлена тремя этапами-версиями обоснования единства мира: вещественно-субстратным, субстанциальным, функциональным. Вещественно-субстратная модель усматривает единство мира в единстве физического субстрата, протяженности. Субстанциальная модель утверждает в качестве основания единства сознание или материю. В функциональной модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов, что означает реализацию в мире универсальной связи – мыслительной конструкции, либо связи, реально проявленной в действительности. Само историческое оформление данной философской проблематики предстает перед нами в виде структурированного целого – системы знаний с выраженной связью онтологического и метафизического, психологического и антропологического, этического и эстетического. Примером такой связи служат формулировки философских проблем в концепции «Мирового дерева»:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=