Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 117 Проблема соотношения общего и единичного, как и проблема причинности являются сквозными темами в истории философии, их решение отражает и, одновременно, формирует целостный образ мира, позволяющий определить положение в нем человека. Возможность построения общей картины открывается в двух направлениях: экстенсивном опытном увеличении разнообразия черт, отражающих мир, и интенсивном отображении мира через создание смысловой организующей системы координат на основе умозрения. Исторически в европейской культуре и философии второе направление приобрело господствующий характер на основе обоснования существования двух аспектов бытия – практического и теоретического, которые объединяет философия «Мирового дерева» как организующая система координат [8]. Яркое художественно-философское описание этого феномена было дано А. де Сент-Экзюпери»: «по прихоти случая однажды дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Дереву нужен свет, корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно – путь, соединяющий нас с небом» [14]. «Большое дерево» (цитадель) соткано из условностей – воспоминаний и обрядов, требует заботы и защиты. Если человек рушит стены, желая тем самым обрести свободу, он сам уподобляется полуразрушенной крепости». Цитадель требует верности, так как является началом и завершением, осмыслением опыта, который обретался человеком постепенно, и теперь дан нам одновременно как определенная древообразная структура. Схожим образом проблема начала, организующего опыт в индивидуальном и общекультурном плане, решалась К. Г. Юнгом, считавшим, что человек подобен дереву, а «у деревьев есть индивидуальность. Вот почему дерево часто выступает синонимом личности … Старый могучий дуб – что-то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного – он центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней» [21, с. 8]. Интересно, что согласно древнеславянской культуре, мировое дерево, корнями обнимающее землю, а ветвями подпирающее небо – это тоже дуб [13, с. 531]. Необходимо отметить, что этимологически «антропо» означает смотрящий вверх, а древнейший жест моления, поднятые к небу руки – уподобление дереву. Вместе с тем, в отличие от динамической целостности, символизируемой троичной структурой, для кватеральной структуры дерева характерна статическая целостность. Четыре образует идеально устойчивую структуру, что отразили мифы о сотворении мира и возникновении ориентации в нем человека: четыре стороны света, четыре времени года, четыре первоэлемента и т.д., обеспечивая единство с деревом как структурой мира и способом ориентации в нем человека [21, с. 22]. В изображении дерева проявляются индивидуальные черты внутреннего мира человека: когда человек

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=