Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 112 Таким образом, можно сделать следующие выводы: В. В. Розанов и И. С. Тургенев широко обращаются к теме любви, в философии любви пытаются осознать значимость нравственной составляющей, корнями уходящую в духовную природу человека. Произведения И. С. Тургенева и В. В. Розанова о любви побуждают задуматься о смысле человеческого бытия, об ответственности за свои поступки, о создании гармоничной семьи, в которой будут воспитываться высоконравственные благородные личности. На становление личности, а также – на судьбу и творчество В. В. Розанова и И. С. Тургенева значительное влияние оказали их родительские семьи. На основании вышеизложенного, можно выделить два образа любви: небесный (возвышенный), идеальный и земной, реальный, материальный. В философии любви В. В. Розанов и И. С. Тургенев продолжают традиции идеальной любви Платона, привнеся каждый свои модификации. И. С. Тургеневу был открыт смысл идеальной любви к Полине Виардо. По справедливому утверждению В. В. Розанова, тургеневская концепция любви не заканчивается счастливой семейной жизнью (в традиционном понимании). На примере взаимоотношений И. С. Тургенева и Полины Виардо формировалась новая для отечественной культурной традиции модель семейных отношений, в современной действительности названная LAT-браком (порознь, но вместе). Проанализировав проблему любви в творческом наследии В. В. Розанова и И. С. Тургенева, можно утверждать следующее: отечественные философы и писатели XIX века осознавали наметившиеся признаки трансформации в сфере любовных и семейно-брачных отношений, связанные с развитием либерализма, идеи и установки которого отчасти популяризировал И. С. Тургенев. Творчество Жорж Санд и ее феминистские идеи оказали значительное влияние на осмысление и развитие дискурса любви, семьи, пола в России XIX века. Россия данного периода представляла симбиоз традиционных (патриархальных) взглядов и либеральных западных нововведений [3, с. 83]. Литература 1. Буренин В. П. Литературная деятельность Тургенева. СПб.: тип. А. С. Суворина, 1884. 264 с. 2. Горький М., Чехов А. П. Переписка. Статьи. Высказывания : сб. материалов. М.: Гослитиздат, 1951. 288 с. 3. Дмитрийчук А. Ю., Липич Т. И. Образы семьи в европейской и российской культурной традиции. Белгород: Эпицентр, 2020. 130 с. 4. Едошина И. А. Мономиф Василия Розанова // Философские науки. 2006. № 11. С. 38-44. 5. Кафанова О. Б. Тургеневская девушка как явление русской культуры // И. С. Тургенев: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 26-28 окт. 2013 г. Ереван: Дусабан, 2013. С. 320-321.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=