Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 111 Тема любви в данной повести переплетается с темой семьи, так как именно в семье формируется мировоззрение человека, происходит становление личности. Перед глазами главного героя были неидеальные взаимоотношения родителей: отсутствие любви, раздражительность, холодное, отстраненное отношение отца, поэтому Володя и мечтал о чистой, искренней любви, которую пытался вымолить у Зинаиды. Произведение «Первая любовь» автобиографично, известно, что брак отца И. С. Тургенева был основан не на чувстве любви, а по расчету, поэтому иногда в жизни Сергея Николаевича Тургенева случались романы на стороне (как, например, роман с Шаховской, в которую был влюблен и сам Иван Сергеевич Тургенев). Зачастую центром произведений о любви у И. С. Тургенева является «тургеневская девушка», образ которой предполагает наличие следующих качеств: романтичность, самоотверженность, цельность, гармоничность, нравственная чистота, идеализация избранника, чувство собственного достоинства, свободолюбие, свободомыслие, умение выйти за рамки культурных традиций, например, первой объясниться в любви (как Ася из повести «Первая любовь») или полюбить несвободного, женатого мужчину (как Зинаида из повести «Первая любовь»). Наблюдается явное влияние идей Жорж Санд (Амандины Авроры Люсиль Дюпен) на творчество И. С. Тургенева данного периода. По справедливому утверждению В. П. Буренина, «Тургенев позаимствовался из таких книжных источников, как романы Жорж Санд, гораздо больше, чем из наблюдений над действительными русскими женщинами» [1, с. 116]. И. С. Тургенев устремил свой творческий взгляд, прежде всего, на описание девушек из дворянских семей, усвоивших традиции усадебной культуры. Как и героини многих произведений Жорж Санд, «тургеневские девушки» готовы жертвовать собой ради любви. Можно утверждать, что творчество Жорж Санд и ее феминистские идеи оказали значительное влияние на семейно-брачные и любовные отношения в России XIX века, в том числе на творчество И. С. Тургенева. Часто в любовной повести Тургенева возникает пара: сильный женский персонаж и слабый мужской персонаж, для которого характерна чрезмерная рефлексивность. По нашему мнению, истоки появления подобной пары проистекают из семейного воспитания И. С. Тургенева, у которого были непростые, сложные отношения с властной, сильной, деспотичной матерью, доминирующей в семье. Следовательно, можно констатировать, что тип «тургеневской девушки» был создан воображением Тургенева, впоследствии появившийся в русском обществе. Молодые женщины начали подражать героиням тургеневских произведений, формируя образ «тургеневской девушки» как своеобразный код отечественной культуры. Л. Н. Толстой подчеркивал: «Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это – верно: я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни» [2, с. 161].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=