Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 11 меняющего цвет кругов в соответствии с заданными параметрами (в данном случае в соответствии с объемной проекцией восприятия Троицы Данте). Только в этом случае Данте мог зафиксировать множественность, разноцветность и равенство поверхностей трех кругов, отраженных один от другого, а также то, что третий круг, который располагается ближе всего к наблюдателю, отражает свет первого и второго кругов (рожден от них) [Комм. 3]. Каждый круг включает в себя части двух других, и все три вместе образуют одну фигуру (Троицу), в которую большими буквами вписано четырехбуквенное непроизносимое имя Бога IEUE (тетраграмматон). Цветовое различие кругов указывает на ипостаси Троицы: круг, обозначающий Отца, творца природы – зелёный; центральная окружность, указывающая на Сына, сошедшего с небес, – голубая; окружность, указывающая на Духа Святого – Любовь – красного цвета [Комм. 4]. Отношение между ипостасями Троицы выражено через цветовой код пересечения окружностей: пересечение зелёной окружности с голубой и красной указывает на вечное порождение Отцом Сына и на исхождение из Отца Духа Святого; пересечение зелёной и голубой окружностей с красной указывает на исхождение Духа Святого от Отца и Сына. Центральная часть фигуры, образованная пересечением всех трёх кругов, указывает на единство сущности Божества [Комм. 5]. Следует заметить, что гипотетически можно вообразить Троицу и с наложенными кругами, сливающимися в единый круг. В этом случае в качестве аналогии можно представить три равновеликих солнца, проникающих одно в другое и льющих единый свет. Вторая и третья Ипостаси – Слово и Дух – были бы при этом как бы двумя лучами одно и того же «Солнца-Отца», точнее, «они являли бы собой два новых Солнца» (В. Н. Лосский). К этому сравнению прибегает св. Григорий Богослов: «Единый Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы, как три солнца, заключенные одно в другом есть одно растворение света...» [Комм. 6]. Однако при этом утрачивается дантовское разноцветие кругов, позволяющее выразить характер исхождения Святого Духа. Углубляя созерцательный образ Троицы Данте сравнивает Ее цветовые соотношения с цветовой гаммой радуги («Как бы Ирида от Ириды встала»). [Комм. 7]. Самая известная «радужная» аналогия Троицы, соответствующая дантовскому видению, принадлежит Василию Великому, епископу Кесарийскому (IV в.) [Комм. 8], который рассматривая образ радуги отмечал, что «ипостасные свойства, подобно некоему цвету из видимых в радуге, сияют в каждом из исповедуемых во Святой Троице Лиц», и что «единая сущность, преломляясь в солнечном луче, открывается в многоцветном сиянии» (Письмо 38. К Григорию, брату) [Комм. 9]. Однако дантовский образ радуги совершенно неповторим и не имеет аналогов. У Данте радуга приобретает причудливую геометрию двойной арки,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=