Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 107 всегда (с гимназических пор) столько мучился» [13, с. 26]. Возможно, в этом кроется вторая причина столь глубокого интереса философа к проблеме любви, пола. В 1911 году опубликовано произведение Розанова «Уединенное», в котором автор советует внимательно прислушаться к тончайшим движениям души «без переработки, без цели, без преднамеренья…» [13, с. 19]. Философ предпринимает попытку записи непроизвольно срывающихся восклицаний, вздохов, чувств. В. В. Розанов убежден, что в любви заключена истина – суть человеческого бытия: «Всякая любовь прекрасна. И только она одна и прекрасна. Потому что на земле единственное «в себе самом истинное» – это любовь» [13, с. 75]. Продолжая идеи андрогинности Платона, Розанов указывает, что пол – это жизнь: «Она (жизнь) начинается там, где в существах возникают половые различия…» [11]. Особенностью философского подхода к проблеме любви и пола для В. В. Розанова явился синтез души и тела. Философ считал половую любовь одухотворенной, так как она от Бога, дух, по его мнению, связан с полом. В книге «Люди лунного света» Розанов утверждает следующее: «…пол есть «цельная величина» и вообще не «текущее», породило ожидание… до того всеобщее, что оно перешло и в требование: «всякий самец да пожелает своей самки» и «всякая самка да пожелает себе самца»… «Оплодотворяйтесь и множитесь», конечно, это включает» [12, с. 32]. По мнению философа, мужская и женская сила проявляются в следующем: «Наибольший самец есть наичаще, наиохотнее и наимогущественнее овладеваюший самкою; и наибольшая самка есть та, которая томительнее, нежнее и кротче других подпадает самцу» [12, с. 36]. Автор противопоставляет маскулинное и феминное, подчеркивая проявление данной оппозиции не во внешности, а в половом поведении. Далее философ проводит параллели между чертами мужской и женской души и (как бы это ни звучало кощунственно) структурой, функционированием мужских и женских половых органов. Развивая концепцию Платона об андрогинах, В. В. Розанов утверждает, что в каждом мужчине есть женское начало, а в каждой женщине заложено мужское начало; в одних людях доминирует маскулинное, в других – феминное, что свидетельствует о бисексуальной, андрогинной природе человека и оправдывает природу происхождения людей «третьего пола». Такая точка зрения на природу маскулинности и феминности спорна, как и само произведение «Люди лунного света». Нам импонирует точка зрения А. Н. Чанышева, который утверждает: «Однополая любовь – извращение не только любви, но и самой жизни. Такая «любовь» угрожает самому существованию человечества, ибо бездетна, не говоря уже о ее патологии» [17, с. 37]. В жизни В. В. Розанова были периоды (например, 1910-1911 гг.), когда философ особо проникновенно задавался вопросами происхождения любви, обращаясь в это время к изучению феномена любви Полины Виардо и И. С. Тургенева. Результатом такого погружения в предмет исследования явились

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=