Гуманитарные ведомости. Выпуск 1 (37). 2021 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (37), март 2021 г. 106 Важно подчеркнуть, что, по мысли Платона, любовь – всегда начало рождающее. Перечисляя различные виды рождения, философ приходит к выводу о том, что плодотворная, соединяющая сила любви проявляется в стремлении к бессмертию: «…все люди беременны как телесно, так и духовно, и, когда они достигают известного возраста, природа наша требует разрешения от бремени. Соитие мужчины и женщины есть такое разрешение. И это дело божественное, ибо зачатие и рождение суть проявления бессмертного начала в существе смертном» [7]. Платон обосновывает и раскрывает свойства любви эротической. По Платону, если две Афродиты, то и Эрота должно быть два: «Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым» [7]. Платоновская сущность любви имеет двойственную природу, обнаруживая два пути: первый, направленный на стремление к возвышенному, небесному; второй, направленный на удовлетворение плотских желаний, телесный, земной. Следовательно, высшее назначение любви-эроса – стремление к бессмертию как возможности обладания вечным благом, понимаемое как продолжение рода (с физиологической точки зрения), как возможность самореализации в творчестве (с духовной точки зрения). До наших дней сохранился термин «платоническая любовь», обозначающий возвышенные чувства, основанные не на физическом, а на духовном и романтическом влечении. В последствии миф об андрогинах Платона и его концепция идеальной любви получили новое истолкование в отечественной философии культуры, в частности, в философско-культурологической парадигме В. В. Розанова и И. С. Тургенева, о чем констатирует В. П. Шестаков, подчеркивая связь отечественного философского направления «с возрождением и переосмыслением идей платоновского эроса и попытками их синтеза с современными философскими теориями» [18, с. 73]. Однако русские мыслители отошли от платоновской концепции однополой любви (хотя Розанов и развивает мысль о людях третьего пола в исследовании «Люди лунного света»), характерной для античности. И. А. Едошина считает, что пристальное внимание отечественного философа, литературного критика и публициста В. В. Розанова к проблеме любви вполне обосновано и связано с его жизнью: от наблюдений за несчастливой родительской семьей к собственной счастливой семье [4, с. 38- 44]. Женился Розанов довольно рано на бывшей любовнице Ф. М. Достоевского А. П. Сусловой, которая была намного старше юного мужа. Вскоре А. П. Суслова бросила В. В. Розанова, так и не дав ему официального развода, что омрачало супружеское счастье Розанова во втором фактическом браке с В. Д. Бутягиной, в котором рождено пятеро детей. В. В. Розанов не пользовался популярностью у женского пола, о чем свидетельствуют следующие строки: «…я никогда не нравился женщинам (кроме «друга») – и это дает объяснение антипатии ко мне женщин, которою я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=