Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 90 от того как человеческий мозг воспринимает и анализирует какое-то явление и является определяющим фактором, влияющим на разницу мировоззрений различных культур, этим факторам К. Юнг дал определение «архетипы». Если сознание отвечает за то, что дает направление нашей воле, то архетип занимается тем, что дает ориентир нашим инстинктам, но в то же время достичь сознания тот может только в форме символа. Находясь в ситуации внутреннего разногласия или под влиянием неодолимых жизненных преград в сознании человека наступает пробуждение творческой активности, которую задают архетипы. Юнг даёт несколько разных объяснений архетипам, но между ними существуют общие черты: [10, c. 4-11]. первое – это то, что в результате бессознательной деятельности, архетипы, принимая форму символов, то есть глубинных первообразов, возникают где-то на «поверхности» сознания; второе – это то, что архетипы могут обнаружиться частично через проекцию на внешние объекты и тем самым становятся недосягаемы для наблюдения; третье – это то, что архетипы затруднительны для понимания и их сложно верно изобразить в языке, они существенно конфронтируют с сознанием так как воспринимаются интуитивно. Если рассматривать связь индивидуального бессознательного и коллективного, то следует принимать во внимание не только принципы «повторения» или «адаптации-социализации», но и принцип компенсации. Каждый союз, каждая группащ – щодна большая социальная общность, где в процессе исторического развития органического мира в целом или отдельных его групп появляются такие свойства, которыми представители данной группы не обладают. Благодаря этим свойствам, возможно убрать «недостатки» и «шероховатости» индивидуального бессознательного на уровне коллективного. Помимо того, что в процессе жизни человек подвергается изменениям, также не стоит забывать о том, что изначально все индивиды отличаются друг от друга, нет ни одного полностью идентичного, даже, если это представители одной группы или семьи. Иногда для того, чтобы понять и объяснить поступок индивида, следует изучить его культурный архетип, ведь именно там располагается «информация, обладающую социально-управляющей ценностью». Для изучения культурных архетипов пользуются следующими способами: функционально их рассматривают с позиции первичных, архаичных форм при которых происходит процесс адаптации индивида к реальности, в окружении которой он находится, поэтому для их изучения необходимо воспроизвести факторы, оказавшие влияние на формирование этой реальности (политические, социальные, религиозны, культурные и т.п). По причине того, что культурные архетипы имеют символическую природу, их находят в области смысловых и ценностных ориентаций, что дает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=