Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 89 через поколения сквозь многовековые пласты практически в неизменном виде так как, является их наследием. Существование этого пласта было выявлено швейцарским ученым К. Г. Юнгом (1875-1961) и названо: «архетипом культуры» [10, с. 4-11]. Культурные архетипы – это такие установки «коллективного бессознательного», место которых где-то в глубине сознания. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы суметь изменить их. «Работа» культурных архетипов, как правило, направленна на то, чтобы сохранить тот культурный генотип, который принадлежит тому или иному народу. Основой социокультурных процессов является такой древний слой культуры и психики, который является схожим у всех людей и передача его возможна только от поколения к поколению через мифы, сказания, символы, обряды, то есть там, где прослеживается невидимая связь между человеком и природой. Наиболее часто культурные архетипы проявляются в повседневной жизни, оказавшись в ситуации, которая соответствует определённому архетипу, у индивида вырабатывается принудительность схожая по силе с инстинктом, который протаптывает себе путь несмотря ни на что. На основе этого можно сделать вывод, что культурные архетипы имеют неосознанный характер и возникают в соответствии с какой-то ситуацией. Архетип (от др.-греч. – «первообраз»), понятие, которое было введено К. Г. Юнгом для обозначения «формальных образов поведения или символических образов, универсальных символов и мотивов, которые существуют в коллективном бессознательном» [12, с. 29-51]. Эти образы, являются структурной единицей коллективного бессознательного, они присущи всему человеческому роду, врожденны у каждого человека и передаются из поколения в поколение в сюжетах мифов и сказок разных народов, являясь отражением опыта предыдущих поколений [2, c. 84-87]. Эти образы собирались в коллективное бессознательное с первых дней человечества и в них «складируется» культурное поведение. Добраться до сознания человека архетипы могут только, обретя форму символа, по этой причине им дали определение – бессознательные образы. В создании этих образов участвуют природные, исторические и политические составляющие. Культурный архетип – это первообраз, задающий структуру личности, накапливающий и хранящий культурное поведение. Достаточно весомые коррективы в понимание таких феноменов как культура и личность, с позиции бессознательного, внес психоанализ, который разработал З. Фрейд и продолжил К. Юнг. Фрейд разделил человеческую психику на две части: «сознательное» и «бессознательное» и доказывал, что комплексы символов и инстинктов находится в отделе «бессознательное» [2, c. 81-84]. Эти идеи Фрейда были взяты на рассмотрение многими школами, но дальше всех в своих исследованиях «коллективного бессознательного» продвинулся К. Юнг. По его мнению, «коллективное бессознательное» – это симбиоз животных инстинктов и давних манер осознания и переживания мира, что характерно для людей, относящихся к одной социальной группе или одному обществу. В зависимости

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=