Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 88 Обычно относясь к одному обществу, единому союзу, его участники начинают рассматривать себя с позиции «мы», а участники же другой отличающейся от них группы «они». Чтобы влиться в коллектив, получить уважение со стороны его участников следует копировать их поведение, в случае подражания поведению членов другой группы произойдёт отторжение индивида. Средствами для обособления одной общности от другой являются обряды, язык, ритуалы, одежда и другие элементы поведения. Принимая нормы и правила коллектива, индивид показывает свое уважение к традициям и членам группы, тем самым получая к себе расположение, если этого не происходит, то индивид оказывается в оппозиции с потенциальными союзниками. Именно поэтому нормы кросс-культурных коммуникаций иногда относят к части нравственной культуры, где главным содержанием можно считать нравственные ценности. Культуролог Ю. М Лотман трактует коммуникацию как перевод текста «с моего языка на твой язык»: «…акт коммуникации следует рассматривать не как простое перемещение некоторого сообщения, остающегося адекватным самому себе, из сознания адресанта в сознание адресата, а как перевод некоторого текста с языка моего „я“ на язык твоего „ты“» [7, c. 653]. Культура и прошлое всегда идут бок о бок и обладают неразрывной связью между собой, тем самым создавая «негенетическую» коллективную память. В образующей основе этой памяти всегда стоят традиции, которые обеспечивают идентичность и связь, необходимую для сохранения духовного опыта предыдущих поколений. В этой коллективной памяти запечатлелись те образы, идеи и нормы поведения, которые деды бережно и практически неизменно передают своим внукам и правнукам. Поэтому культура, по мнению Ю. М Лотмана: «представляет собой, в первую очередь сложившееся число документов, а во вторую – это заимствованные у предыдущих поколений символы» [8, с. 103-123]. Именно такие архаические культурные прообразы или культурные традиции, которые дают представление не только о человеке, но и его месте в мире и обществе, где социального-культурным наследием являются культурные традиции, пришедшие к нам из глубины веков, отражающиеся через поколения и воспроизводящееся в определённых общественных и социальных группах. У каждой отдельной группы, класса, слоя общества существуют свои персональные традиции, отличающие эти общества друг от друга. В зависимости о того по какому пути идёт общество, можно понять какие традиции стоят в основе. Если общество развивается и изменяется, то фундаментом служат позитивные традиции, если же наоборот, общество словно замерло в своём развитии, значит традиции, лежащие в основе, являются негативными. Культурный архетип и коммуникации Достаточно длительное время культурную традицию рассматривали с позиции обычая, который является шаблонным способом поведения, идущим

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=