Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 87 ритуальной функцией, благодаря чему происходит воссоздание ценностей и порядков, что необходимо для сохранения предыдущего опыта во времени. Не менее важной частью нашего общения является невербальная коммуникация или, как по-другому её ещё называют – язык тела. При этой коммуникации обмен информацией между двумя индивидами происходит не через слова, а через позы тела, жесты, походку, мимику, тон голоса, прикосновения, одежда, причёска, смех и так далее. Такой способ восприятия информации достаточно прост для любого человека, так как долгое время наши предки общались по средствам жестов и мимики, а инструментом для коммуникаций у них служило собственное тело. Такое общение длилось достаточно долго, так как эти средства общения выполняли приспособительную функцию как в мире животных, так и в человеческом [4, с. 27-46] Видимо по этой причине при общении мы 55% внимания уделяем мимике и жестам, 38% тону голоса и только 7% содержанию (простая линейная модель Альберта Меграбяна) [9, с. 233-234]. В современном мире изучению невербальных коммуникаций уделяется много внимания, ведь благодаря умению считывать жесты возможно намного лучше понять собеседника. Но помимо владения навыками вербальных и невербальных коммуникаций для более комфортного общения необходимо иметь представления о коммуникативных нормах, которые играют немаловажную роль в жизни людей. С помощью этих норм мы можем определить принадлежность реципиента к одному с нами обществу. Коммуникативные нормы уходят своими корнями ещё в дочеловеческую историю. Если проводить параллель между взаимодействием животных друг с другом и на человеческое общение, можно найти схожие аспекты. Лауреат Нобелевской премии, один из крупнейших специалистов в области этнологии К. Лоренц в своих работах рассмативал поведение животных, в которых прослеживались повторяющиеся ритуалы в поведении, отмечал схожесть в поведении и поступках людей, например, в отстаивании своей территории, личных границ, собственную власть и ресурсы, идентично тому как за счёт ритуалов происходит объединение индивидов в сообщество, которое является отличным от других похожих союзов [6, c. 12-22]. В таких союзах залогом комфортного сосуществования являются «хорошие» манеры, условиями которых мы стараемся следовать, и они становятся нашей второй натурой… «Их назначение состоит в торможении агрессии и в создании социального союза…» – пишет К. Лоренц [6, с. 42]. С момента осознания человеком своего места в мире, начала складываться «поведенческая культура», то есть совокупность всех явлений, выработанных человеком с давних времён в области этого поведения. Первобытным людям пришлось икать способы, с помощью которых они смогли бы выжить, с этого моменты постепенно начали формироваться первые поведенческие правила. Со временем эти правила изменялись и усложнялись тем самым став в основу поведения того или иного общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=