Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 86 Введение Достаточно часто после общения с кем-либо мы говорим, что «… это культурный…» или «… это не культурный…» человек. Причем это определение возникает где-то на подсознательном уровне, никто из нас не вдается в тонкости, как именно мы это поняли, по каким признакам и моделям, параметрам и качествам. Обычно выражение культурный человек употребляется в значении воспитанный, интеллигентный. Само понятие «культура» созвучно для нас с такими явлениями, как «культура общения», «культурный человек», «культура быта», «культура поведения» [11, с. 70-73]. Предположительно, что внутри каждого из нас заложены формы, манеры поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Все эти определения можно отнести к дианоэтической добродетели (по Аристотелю), то есть той, которая возникает и развивается преимущественно путём обучения и опыта. А такие качества человека, как мужество, благоразумие, честность можно отнести к этическим добродетелям, которые слагаются путём привычек [1, с. 152-222]. И дианоэтическая, и этическая добродетель не даны нам от природы, так как качества данные природой невозможно изменить, а привычки могут меняться в зависимости от времени, общества и окружения в которое попадает индивид. Весомое влияние на каждого человека оказывает культура, которая проявляется через нас в моменты общения, то есть коммуницирования. Существует несколько моделей коммуникаций [3, c. 83-90] Типизация кросс–культурных моделей Традиционная модель. Смысл этой модели в том, что коммуникация-это отправка сообщений другим, путём его кодировки. Кодом в данном случае служит устная или письменная форма языка. Для того, чтобы получатель не только получил, но и расшифровал сообщение при отправке должны учитываться следующие принципы: 1) получатель должен разделять с отправителем один канал, 2) использовать с вами один и тот же код, 3) формат сообщения должен соответствовать выбранному каналу, 4) передача сообщения должна проходить без помех, к которым можно отнести шум при устной форме передачи или контекст, в случае письменной. Если какой-то из этих пунктов будет проигнорирован, то собеседники не достигнут взаимопонимания из-за того, что информация будет искажена уже на стадии её передачи. При отправке любого сообщения, отправитель ждёт обратной связи, то есть любой реакции слушающего на получаемую им информацию. Именно это и можно считать одним из важных инструментов коммуникации. Нелинейная модель. Ещё эту модель коммуникации можно назвать смысловой. К ней относят следующие модели: диалогическая, психологическая, философская и другие. В этих моделях акцентируется то, что распространение сообщений является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=