Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 80 соотношении тематических и содержательных эпизодов кино и процентной доли « слишком реалистичной реальности » в общей доли демонстрируемых фильмов. Однако любая возникающая возможность введения цензуры влечёт за собой проблему свободы самовыражения художника и проблему свободы выбора у человека, воспринимающего произведения искусства. Нельзя сказать, что отказ от цензуры снимает общую проблему свободы, которая в связи с отсутствием ограничений может пониматься как вседозволенность. Не решает проблему свободы также и самоцензура как единственный метод контроля и отбора информации, так как утверждение самоцензуры требует формирования и пропаганды ответственного отношения художника к своим произведениям. В современных социокультурных условиях девальвации ценностей становится проблематичным ввести самоцензуру как общественную норму. Установление самоцензуры как ценности в обществе предполагает формирование ряда компетенций, которые выходят далеко за рамки узкопрофессиональных. Также весьма противоречивым решением является установление точного возрастного ценза для кинолент. Остаётся нерешённым вопрос о том, по каким критериям возможно рекомендовать фильм к просмотру совершеннолетним, подросткам и детям, по каким критериям можно судить о наступлении нравственной и эстетической зрелости? Опять-таки установление разных возрастных градаций для рекомендации к просмотру может послужить поводом к просмотру лицами, чей возраст моложе рекомендованного. Таким образом, установление возрастного ценза может послужить и маркетинговым ходом, но уже не со стороны организаций, осуществляющих цензуру, а со стороны создателей фильмов. Помимо введения ограничивающих критериев, сложной проблемой является поиск методологической базы для анализа исходного кинематографического материала, претендующего на выход в прокат. Необходимые методологические основания для цензурирования кинотекстов требуют выработки подходов для анализа с точки зрения специфики самих фильмов – их жанровой, стилистической, образной и сюжетной соотнесённости. Преимуществом здесь обладает семиотический метод анализа коннотативных и денотативных значений в фильмах, приемлемости использования некоторых выразительных средств и приёмов в кино с точки зрения целевой возрастной аудитории. Семиотическая теория в сотрудничестве с теорией визуальной коммуникации ставит вопросы о том, каким образом значение производится, транслируется и интерпретируется посредством сообщений, которые являются, прежде всего, визуальными [13, p. 26] . В рамках семиотических исследований накоплен богатейший исследовательский опыт, который позволяет посредством скрупулёзного анализа кадров и взаимосвязи кадров [4] , сопоставления звукового ряда, рассмотрения приёмов и техник монтажных решений [10] и т.д. делать выводы об идейном содержании фильма. Здесь особое значение приобретают семиотические исследования зарубежных киноведов [11-14], которые стараются придать семиотическим

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=