Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 79 герои последовательно умирают один за другим в ситуациях, в которых можно выжить и победить врага, и возвращаются в будущее. Существуют достаточно удачные в реалистическом отношении фильмы, которые содержат темы, сцены и язык запрещённого контента, но не являются пропагандой содержания, запрещённого законодательством РФ. Таковые фильмы не всегда принадлежат реалистическому направлению непосредственно, но своей сюжетной линией и смысловой направленностью опровергают асоциальный образ жизни как вариант решения проблем ( « Монстр » (2003), « Малхоланд Драйв » (2001), серил « Игра престолов » (2011- 2019)). Отрицательный и негативный контент может составлять необходимое содержание фильма, но не должен искажать восприятие в сторону своей самоценности, оторванности от причинно-следственных связей, его обусловливающих. Кино обладает хорошим арсеналом возможностей транслировать идеологию, способно утверждать и разрушать социокультурные ценности, и поэтому негативное содержание фильма не должно вызывать эффекта восприятия увиденного как нормы. Будучи познавательной практикой, кино способно воспроизводить то, что становится узнаваемым зрителями как события их личной биографии, исторический материал и моменты повседневности. Описанное свойство характеризует фильмы реалистического толка, которые пользуется большой популярностью и поддерживаются различными кинематографическими премиями и наградами: например, фильмы-лауреаты премии « Оскар » в плане репрезентации реальности относятся в большей степени к кинематографу реализма. Также посредством кино можно создавать условия, невозможные в реальном мире и, минуя условности, препятствующие пониманию основных идей фильма, направлять внимание зрителя на том содержании, которое режиссёр хочет выделить как основное. За рамками наметившейся цензуры часто остаётся проблема фактического несоответствия содержания фильмов с той исторической, бытовой, психологической и социокультурной реальностью, которую они репрезентируют. Если для советской цензуры проблема несоответствия и недостоверности была критерием отказа в прокате, то современная цензура обращает внимание только на грубейшие искажения в трактовке фактов исторического прошлого. Среди зрителей, знающих фактический и исторический материал, уже давно возникает недовольство качеством современных фильмов о Великой Отечественной войне, поэтому предпочтения отдаются старым советским кинолентам, скрупулёзно выдерживающим фактический материал. Задача кинематографа – не передача во всех подробностях отрицательных сторон жизненного бытия человека и не подавление мыслительного процесса через восприятие шоковых или « запрещённых » сцен. Кино призвано акцентировать внимание на том, что способно вывести зрителя в область критического отношения к реальности, Конечно, речь также идёт о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=