Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 77 зрителей) подобной информации необходимо сформированное критическое мышление, которое в современной культуре не декларируется как ценность, не говоря уже о том, что сами ценности, в соответствии с которыми должен происходить отбор, достаточно размыты. Установление любой единой системы ценностей в мультикультурном пространстве – это глобальная и сложная проблема, но в рамках вопроса о цензуре обычно исходят из установления того, что составляет так называемую антикультуру и приводит к дегуманизации сознания. В силу этого исходным пунктом в решении проблемы ограничения информации является проблема определения культурных ценностей, в соответствии с которыми должен происходить отбор. Мотивы введения цензуры в целом и в сфере кино, в частности, затрагивают, прежде всего, вопросы сохранения культуры как механизма обеспечения целостности и развития как личности, так и общества. В самой крайней точке введение цензуры обусловлено необходимостью сохранения психического здоровья зрителей, которое, помимо прочих факторов, зависит и от восприятия киноматериала. Соответственно, подход к отбору кинотекстов продиктован необходимостью защиты психики и сохранения культуры. Исключение здесь составляют документальные и обучающие фильмы, необходимые для конкретной профессиональной деятельности (например, документальные фильмы с подробным разбором авиакатастроф – для лётчиков, инженеров и т.д. [6]). Для цензурирования в сфере кино наиболее значимыми, в соответствии с текущей ситуацией в сфере кинематографа, являются ограничения этического и эстетического порядка. Цензура в кино осуществляется с ценностных и эстетических позиций, которые передают отношение к кинотексту как явлению культуры и отношения внутри социальных групп. Как отмечает М. В. Зеленов, цензура не является привилегией исключительно государства, но может осуществляться и другими социальными институтами, включая церковь [2]. Возвращение практик цензурирования в современной России требует серьёзной идеологической обоснованности и безусловной поддержки на государственном уровне. Но самым главным вопросом остаётся вопрос об идеологических критериях цензуры в условиях общества, позиционирующего себя как демократическое. Свобода совести и плюрализм мнений, выдвигаемые как ценности, не конкретизированы с точки зрения возможности антигуманистических влияний и распространения процессов дегуманизации. Проблема определения социокультурных ориентиров, необходимых для ограничения кинотекстов должна решаться как на законодательном уровне, так и внутри профессиональных сообществ. Без наличия более или менее устойчивой законодательной базы, которая включает в себя запрещающие, управомочивающие, охранительные и регулятивные правовые нормы, невозможно проводить анализ и рецензирование фильма с позиции цензуры. Более того, любые притязания на цензуру могут быть расценены как не имеющие под собой законных оснований. На данном этапе современное российское законодательство в вопросе о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=