Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 76 общественном сознании в качестве вероятного выхода для разрешения существующих противоречий предлагается возврат к цензуре. Если говорить о последних тенденциях, то ощутимые признаки цензурирования проявляются на различных стадиях кинопроизводства (в виде самоцензуры – со стороны авторов) и отборе кинотекстов (на выходе в прокат, на стадии выдачи прокатного удостоверения – со стороны государства) [5]. Кино как средство массовой коммуникации становится не только популярным способом развлечения, но и, что более важно, способом получения информации. Создавая образы и события, кино способно воспроизводить характеры, модели поведения, закономерности отношений, используя простой язык, доступный многим. Кино предоставляет возможность рассматривать предметы, характеры и явления с разных сторон: с точки зрения режиссёра, героев фильма, позволяя также и зрителям вырабатывать собственное видение киноматериала. Нужна или не нужна цензура в кино как система ограничений – так ставится главный вопрос о цензуре, при ответе на который существуют доводы « за » и « против ». Многие деятели киноискусства считают цензуру ненужной, объясняя свою позицию тем, что цензура ограничивает действия режиссёров, сковывает свободу мысли и навязывает стереотипы. Большинство из них открыто выступает против цензуры и настаивает на самоцензуре, которая считается вполне возможной и осуществимой в современных социокультурных условиях. Долгое время обществом не осознавалась потребность в цензуре, более того, сам вопрос о необходимости цензуры считался неуместным, что также было выражено и на законодательном уровне. Однако о возобновлении тенденции цензурирования кинотекстов свидетельствует ряд скандалов вокруг некоторых неоднозначных кинолент, законодательные акты, принятые на высоком государственном уровне, « запрещённые » в прокате фильмы и организационные меры Министерства культуры РФ. Проблема цензурирования является закономерным следствием Указа Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 « Об утверждении Основ государственной культурной политики » [7] и предполагает выведение ценностных, методологических и организационных критериев цензуры. Согласно Конституции Российской Федерации и Закону о СМИ, цензура запрещена, и гражданам гарантируется свобода массовой информации [1; 3]. Следовательно, возникает вопрос о необходимости и возможности возвращения цензуры и как социокультурной нормы, и как реально действующей процедуры частичного ограничения кинотекстов – независимо от времени их создания. Проблема данного исследования – необходимость, возможности и рамки цензуры в сфере кинотекстов (или процедур, замещающих цензуру) в современных правовых и социокультурных условиях. В той или иной форме цензура необходима в силу наличествования открытой информации, относящейся к антикультуре и способной отрицательно сказываться на моральном и психологическом аспекте жизнедеятельности человека. Для самостоятельного самоограничения (со стороны авторов или

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=