Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 65 торжеством техники, результат – лишение человека духовной глубины, объема, его уплощение – в двумерное «социальное животное», далее в одномерную прямую – простейшее существо с входом для пищи и выходом для отходов жизнедеятельности, наконец, в сингулярность витального атома. Таким образом, буквально на наших глазах «человекомерная» цивилизация, где «мера всех вещей» – человек, превращается из антропной – в технократическую, где «мера вещей» – не поддающийся разумным ограничениям и контролю самодовлеющий новационизм, прогрессизм. Точно сказал В. А. Кутырёв: «Превращаясь в прогрессизм, он <прогресс> ведет к полному уничтожению природы, господству техники над культурой и человеком, в том числе его разумом» [12, с. 101]. Любой человек – микрокосм, – существо невероятной сложности, как Вселенная, – и Государство в целях технократический «оптимизации», «упрощения» управления системой «человек + техника» человека – «упрощает». В чем существо «упрощения»? «Отчего общество есть не хаос людей- атомов, несущихся в разные стороны, случайно сталкивающихся между собой и механически разлетающихся по разным направлениям, а общий порядок, общая форма?» [20, с. 42] – риторически вопрошал С. Л. Франк в книге 1930-го года, само название которой – «Духовные основы общества» – представляет собой ответ на этот вопрос: духовность организует душевность / социальность, вслед за тем и витальность (производство и потребление). И разрушаются они в той же последовательности: начиная с духовных основ – через социальные структуры и связи – к витальному. Витальное рушится в последнюю очередь. Обобщенно: от дегуманизации (расчеловечивания) – к «девитализации» (постгуманизм, «постчеловечество»). Homo vitalis (< лат. vita ‘жизнь; образ жизни’) – такой человек, центр интересов которого – физиологические, в узком смысле витальные потребности (воздух, вода, пища, жилище, сон, секс). Витальное – телесно, очевидно, структурируемо, а значит – управляемо, духовное – корнями уходит в сакральное, нуминозное – в тайну, в непознаваемое, а значит – внешнему управлению не поддающееся. «Убираем» духовные вершины – получаем саморазвивающееся ядро антиутопии, легко управляемую совокупность homo vitalis – «биосоциальных винтиков», полностью зависимых от техники и команд из управляющего центра. Расчеловечивание и депривация: о сущности процесса Что такое расчеловечивание ? Буквально: лишение (собственно) человеческого. Сущ. расчеловечивание – отглагольное имя действия, транспозитивный дериват, лексическая семантика которого полностью тождественна значению мотивирующего глагола расчеловечивать / расчеловечить . Важно, что исходный глагол – переходный: расчеловечить – кого-что ? Объект расчеловечивания – человек, строго по семантике словообразовательной модели, ср.: разоружить – «лишить (кого-либо) оружия », расчеловечить – «лишить (кого-либо) человека ». Парадоксальность в том, что объект действия ( кто-либо ) по глаголу расчеловечить – это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=