Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 64 заглавной буквы, как особый субъект – безличный, но интенционально пристрастный. Можно, нужно, нельзя, должен… – все мыслимые модальности во взаимоотношениях с человеком. Любое государство организует, требует, запрещает и разрешает, – без его упорядочивающих воздействий, без защиты внешних границ и внутренней согласованности общество, народ теряют структурированность, распадаются. Чтобы человеку и обществу – быть, необходимо Государство. Специфика антиутопии – демонстрация уникального варианта их взаимоотношений: государство требует от человека перестать быть – человеком, от общества перестать быть – обществом. Во взаимосвязи: общество и человек рушатся взаимоподобно и синхронно. Взаимоотчуждение людей, превращение их в автономных индивидов – а вослед и рядом, вместе – атомизация общества, распад его целостности. Социальная катастрофа «запараллелена» с антропологической, разница в том, что социальная поддается «внешнему наблюдению», вторая носит внутренний, скрытый характер – и от стороннего наблюдателя, и от самого человека. В чем пусковой механизм этих двух катастроф, которые на деле – «два в одном», поскольку нераздельны? В выходящем / вышедшем за пределы разумного развитии техники – совокупности механических устройств, которые лишают человека необходимой меры труда, умственного и физического. Минимизируя человеческий труд, полностью или почти полностью устраняя его необходимость (ибо машины делают практически всё быстрее и лучше человека), в экстремальном варианте получаем «царство роботов», где человек избыточен [11]. Отсюда обоснованность весьма категоричных утверждений исследователей, специально занимавшихся вопросом философско- антропологической типологии дистопий: «Художественная антиутопия – это повествование о гибели человека. <…> …произведение, в котором представлена своеобразная танатология» [8, с. 19, 24]. Типологическое свойство антиутопий – предупреждение, что научно- технический прогресс идет рука об руку с регрессом Человека – и человека, с большой и с маленькой буквы, с расчеловечиванием человека , другими словами, «упорная игра Человека на понижение (самого себя)» [22, с. 30], в проекции на социальные структуры – предупреждение о «грядущей тоталитарной тирании “вверху” и расчеловечивания “внизу”» [6, с. 38]. Тирании – чего ? Не государства как такового, в знакомом и привычном нам виде, – тирании техники, которой государство служит. Остановить развитие техники государство не может, оказывается на службе у Техники – уже с большой буквы. Сущ. технократия (< др.-гр. kratos ‘сила, власть’) обретает исконный, определяемый его внутренней морфемно- словообразовательной формой смысл «власть техники, механических устройств» (включая информационное обеспечение, автоматику, компьютеры). В типичном случае антиутопия – царство техники, государство – на службе у нее, человек – лишь оправдание существования техники, которая развивается «в себе и для себя» таким образом и до такой степени, что результаты вступают в противоречие с природой человека. Это противоречие разрешается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=