Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 63 человеческой реальности» [18, с. 85]; деградация духовного, далее социального, вплоть до витального измерений бытия ведет к расчеловечиванию – дегуманизации человека, к утрате им собственной сущности. Эта тенденция – в ее поступательном развитии – предмет особого внимания футурологии, и в данной работе развивается мысль, что своего рода «объединяющее начало», идейно-тематический фундамент литературной антиутопии, ее типологическая особенность как «метажанра» – взаимосвязанные мотивы лишения человека собственно человеческого, то есть мотив расчеловечивания человека, и мотив депривации – устранения языка и книги как основания человеческого в человеке. Цель работы – основываясь на методологическом аппарате филологической герменевтики как «искусства постижения смысла и значения знаков» [14, с. 144], охарактеризовать взаимосвязанные мотивы расчеловечивания человека и депривации языка и книги как типологическую особенность литературной антиутопии. Задачи и необходимые методы основываются на реконструкции состава и структуры лексико-семантических полей «Расчеловечивание» и «Депривация языка и книги»; совокупности лексем, составляющих данные поля, трактуются как именования компонентов одноименных мотивных комплексов и далее интерпретируются на основе технологий филологической герменевтики. Теоретическая база исследования – двоякая: с одной стороны, фундирующаяся лингвистической семантикой филологическая и философская герменевтика, в особенности работы М. М. Бахтина («участное мышление» [1]), Г.-Г. Гадамера [7] и традиции тверской герменевтической школы [4], нашедшие отражение, в частности, в работах авторов о литературной антиутопии [6], концепте «Книга» [5] и др.; с другой стороны, теоретическая основа работы носит междисциплинарный характер, поскольку литературная антиутопия – синтетический, «гиперполифонический» пограничный жанр между, с одной стороны, футурологией и социально-политической прозой в ее публицистическом и научно-популярном вариантах, с другой стороны, фантастикой как художественной прозой с научно-технической и/или социально-политической акцентуацией. Поскольку в основе литературной антиутопии не столько произвол художественного воображения, сколько комплексный серьезный анализ «от современности – к возможному будущему», имеет смысл использовать не только обобщающий термин социальная фантастика , но и литературная футурология , тем самым терминологически маркируя сугубую «серьезность» этого «метажанрового» феномена гуманитарной мысли и художественного творчества. Типологическая контент-основа антиутопии. Человек, общество и Государство: от антропной – к технократической цивилизации Вся художественная литература – антропоцентрична, о человеке. Человек с Другим(и), с Богом, наедине с собой. Антиутопия занимает особое место, потому что ось ее проблематики – человек и Государство. Именно с

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=