Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 6 обретают новое оригинальное обоснование, удивляют пророческими прозрениями в статьях, письмах, коротких дневниковых записях… Религиозно-философское творчество этого времени можно обозначить периодом философии предсмертия. Это время прощания, когда каждый наступающий день наполнен смыслом, и, как благодарение этому дню исполненное значения запись в дневнике «Е.б.ж.» (если буду жив). Период философии предсмертия в творчестве мыслителя связан с экзистенциальными размышлениями, содержание которых в большей степени наполнено новыми ценностными коннотациями философии смерти, смысла жизни. Жизнь в настоящем [1, т. 22, c. 143-144] и презрение к себе с. Беспамятство, [1, т. 22, c. 143], готовность к смерти и непротивление смерти [1, т. 22, c. 140] – вот основные темы последнего периода жизни мыслителя, отраженные в его Дневниках 1910 года. Надо сказать, что 1910 год – последний год жизни Л. Н. Толстого, отмечен ежедневными дневниковыми записями, письмами, статьями. Они интересны не только меткими характеристиками, образами, описаниями ежедневных рутинных дел, но и размышлениями о будущем мироустройстве, когда будет пройден последний жизненный рубеж. «Сверлящий взгляд» Толстого (Н. Розанов) в этот творческий период философии предсмертия вскрывает те узловые общечеловеческие проблемы, которые формируют облик новой эпохи, нового двадцатого тысячелетия… Одна из таких тем, мельком обозначенная в его работах «Исповедь», « Записки сумасшедшего», «Так что же нам делать», «Царство Божие внутри вас» и др. – это тема безумия , безумия мира, безумия человека, живущего согласно своим убеждениям и своей правоте. Итогом его рассуждений о безумии современного мира стала статья «О безумии» (1910), написанная за полгода до его ухода из жизни. Понятие безумия в современных исследованиях обозначено как «метафоры нетривиального сознания, опыта инобытия, формы противопоставления личности и общества, мифологизированной фигуры гениального безумца – поэта, художника, творца» [5, с. 6]. В определенном смысле с позиций культурологического анализа феномен безумия закодирован в культурном тексте как мотивация в «системе разнородных семиотических пространств, в континууме которых циркулирует некоторое исходное сообщение». Это определяет «генерирование новых смыслов, заключенных в имманентной структуре текста», превращения ее в реальность. Безумие, по мнению исследователей, раскрывающих смыслы романтического безумия в мировой литературе, определяют его как культурный «взрыв», способствующий возникновению культурного со-бытия [4]. Л. Н. Толстой обозначает понятие безумия в эпиграфе статьи «О безумии»: Ce sont des imbeciles. Un imbeciles est avенant tout un homme qu'on ne comprend pas. ( Это – безумцы. Безумец – это, прежде всего, человек, которого не понимают.) В дальнейшем безумие понимается им как без-умие, что означает отсутствие разумности, свойственной всем людям. По сути дела, без-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=