Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 54 первых, на основании представлений о добродетели, существовавших во времена Олимпийских игр в Античности, и, впоследствии, возрождены Пьером де Кубертьеном (1863-1937), став идеологическим основанием для создания Международного Олимпийского Комитета (далее – МОК). Эти ценности отличаются рядом характеристик: - античные ценности спорта основаны на аристотелевском представлении о добродетели, как знании меры, - античные ценности спорта были соотнесены с идеей «агональности», подразумевавшей игровой характер, свободу, равенство и сакральный смысл спорта, заключающийся в утверждении космического порядка [12], - «кубертьеновские» ценности спорта предполагали, что цель спорта – не победа, а соревнование, что спорт устанавливает справедливость и равенство. Так, в «Оде спорту» П. де Кубертьена, подчеркнуты такие ценности, как справедливость, равенство, неподкупность, открытость, честность, бескорыстие [6, с. 5-7], - ссылаясь на терминологию Н. Гартмана, подробно систематизировавшего нравственные ценности, эти базовые ценности олимпизма можно обозначить как ценности добродетелей этики спортсмена. [4]. Такие ценности представлены, во-первых, аристотелевскими добродетелями (справедливости, мудрости, мужества, самообладания); во- вторых их можно выделить на основании работ Кубертьена (справедливость, равенство, неподкупность, открытость, честность, бескорыстие) [6], и, в- третьих, на основании Хартии МОК, в которой подчеркнуто, что она построена на кубертьеновских принципах(ценности добродетелей равенства, справедливости, мудрости, мужества, самообладания, бескорыстия, неподкупности, честности, открытости) [15]. Во-вторых, нравственные ценности в спорте представлены современными профессиональными ценностями спортсмена, которые обладают рядом отличительных черт: - современные профессиональные ценности, по мнению некоторых исследователей, являются ценностями неклассической культуры, и отличаются плюрализмом, непостоянством, ситуативностью, способностью к изменениям [5, с. 164; 7, с. 4; 11, с. 111] - эти особенности обусловлены строгими требованиями к современному спортсмену, которые постоянно меняются, потому что, по мнению некоторых исследователей, популярный спортсмен имеет влияние на национальную культуру [16], является публичной личностью, транслирует в массы определенные модели поведения, которым подражают; по сути, его поведение влияет на формирование нравов, что формирует ряд вопросов: «Правильно ли ставить спортсменов в ситуацию свободы от общепринятых этических стандартов? Справедливо ли это по отношению к среднему гражданину? Несут ли профессиональные спортсмены этическую ответственность за то, чтобы подавать пример людям, живущим в их сообществах? Или они просто артисты,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=