Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 39 настроений, подготовки к подвигу и т.д.» [13, c. 323]. Столь же утилитарно и магическое действие музыки, которое, по словам Лосева, также «не есть результат чистого (“незаинтересованного”) эстетического чувства» [13, c. 94]. В важном деле избавления городов от скверны музыкальное искусство, по представлениям древних, просто незаменимо. «Его первое и прекраснейшее назначение, – пишет Плутарх, – служить выражением признательности к богам, а второе по порядку и значению – сообщать душе чистую, мелодичную и гармоничную цельность» ([Plut.] De mus. 42) [15, c. 291]. V век до н.э. ознаменовался поворотом в эпидемиологической науке, связанным с деятельностью Гиппократа, представителя многовековой династии врачей, возводивших свой род к Подалирию, младшему сыну Асклепия, потомки которого обосновались на острове Кос. Слава о косских целителях гремела по всей Элладе – о Гипполохе и Хризамисе, Теодоре и Сострате. И, конечно, о прапрадеде Гиппократа мудрейшем Небре, излечившем от страшного мора амфиктионов, штурмовавших Крису, и сделавшем горькими воды, что питали осажденных святотатцев, отчего последние как один почувствовали огонь в кишках и печени и сдались на милость победителей [Комм. 5] (Hp. Ep. 27). Но по-настоящему прославить в веках свой род и имя свое было уготовано лишь потомку Асклепия в семнадцатом колене, нареченному в честь своего деда Гиппократом. На счету Гиппократа была не одна побежденная эпидемия. Но его методика борьбы с моровыми болезнями была новаторской. Отец медицины отказывался считать их гневом богов и предпочитал искать рациональное объяснение их причин. В поиске способов победить ту или иную эпидемию, Гиппократ изучал объективные обстоятельства: географическое положение полиса, розу ветров, особенности рельефа, наличие водоемов, карту осадков и пр. Именно условия окружающей среды, согласно косскому мыслителю, определяли распространение миазмов – это слово получает у Гиппократа новый смысл, известный и ныне: скверный дух, сопровождающийся зловонным запахом, который и является возбудителем заболевания. Широкая античная традиция (Варрон, Цельс, Плиний, Аэций, Актуарий) связывает Гиппократа с победой над печально знаменитой Афинской чумой, разразившейся во время Пелопоннесской войны. Быстрому распространению этой эпидемии способствовало сосредоточение большого количества народа за перикловыми стенами, соединяющими Афины с портом Пирей, – люди пытались укрыться от вторгшихся в Аттику спартанцев, использовавших тактику выжженной земли. Скученность населения, недостаток припасов, повсеместная грязь и антисанитария стали факторами быстрого распространения заразы (современные исследователи не сходятся во мнениях, была ли это чума или же тиф). Вспыхнувшая в 430 г. до н.э. эпидемия унесла в общей сложности до четверти населения полиса (около 30 тыс. человек), не пощадив и первых лиц, в числе которых оказался сам Перикл. (Ранее афиняне, верящие в то, что чума стала карой богов за родовое проклятие Алкмеонидов в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=