Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 38 лакедемонян, избавив Спарту от постигшей ее моровой язвы» ([Plut.] De mus. 42) [15, c. 291]. Надо сказать, что Спарта периода архаики была открыта поэтам и музыкантам из самых разных областей греческого мира. Сюда был призван стихотворец Эпименид, славящийся на всю ойкумену также и лекарским даром [Комм. 4]. А кроме него – Терпандр, Фалет, Тиртей, Нимфей из Кидонии и Алкман. Приведший этот список Элиан поясняет: «Лакедемоняне были чужды искусств и наук, ибо заботились только об упражнениях тела и оружии. Если же возникала нужда в помощи Муз – вспыхивали какие-нибудь болезни, повальное безумие или что-нибудь в этом роде – они по наставлению оракула приглашали иноземцев для исцелений и очищений» (Var. hist. XII 50) [20, c. 56]. Мастером слова, без сомнения, являлся и чудотворец Абарис. Суда перечисляет его произведения: оракулы, которые называют «Скифскими», «Свадьбу реки Гебр», «Очищения», «Теогонию» в прозе и «Прибытие Аполлона к Гиперборейцам» в стихах (Suda s. v. Abaris = Лебедев 10b А 8) [12, c. 97]. В связи с этим стоит особого внимания формулировка Платона, называющего Абариса заклинателем от болезней (Charm. 158b). Воздухобежец лечит заговорами, т.е., словом, и тем предвосхищает практику логотерапии и психоанализа, которая станет реальностью для Европы в XIX-XX вв. Вместе с тем, лечить словом он мог не только с точки зрения содержания и смысла, но и с точки зрения определенных ритмических воздействий. Во все века целители использовали в своей практике молитвы, стихи, мантры, зикры, задавая пациенту определенный ритм позитивных вибраций. Лечение музыкой было развито у греков, особенно, у пифагорейцев, к которым Абарис был отнесен Ямвлихом (Iambl. V. Pythag. XXXVI 267 etc). О самом Пифагоре известно, что «песнями, напевами и лирной игрой он унимал и душевные недуги и телесные; этому он научил и своих друзей, сам же умел слышать даже вселенскую гармонию, улавливая созвучия всех сфер и движущихся по ним светил, чего нам не дано слышать по слабости нашей природы» (Porph. Vit. Pyth. 29) [19, c. 421]. Музыка, в представлении древних, обладала божественной природой. Как мы помним, еще у Гомера отмечается, что осаждавшие Трою греки положили конец постигшей их чуме именно посредством музыки: Целый ахеяне день ублажали пением бога; Громкий пеан Аполлону ахейские отроки пели, Славя его, стреловержца, и он веселился, внимая. (Il. I 472-474) [5, c. 15]. Музыка в архаический период относится, скорее, к области магии, нежели искусства в его современном понимании. А. Ф. Лосев в «Истории античной эстетики» рассуждает об утилитарном характере античного искусства в целом: греки «никогда не понимали прекрасное в отрыве от жизненной практики. Они, например, использовали музыку и гимнастику в основном в целях практических – для умиротворения страстей, для создания высоких

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=