Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 37 врачевании сведущ, опытен и небеспечен, рассуждая и о составе пищи, и о смешении вина, и о свойствах хорошей воды, и об омовении у женщин, и о времени для соития, и о зачатии младенцев» (Plut. Sept. sapient. conv. 158a-b) [17, c. 255-256]. Судя по многочисленным свидетельствам древних, Эпименид был большим знатоком трав и корений (Plat. Leg. III 677e; Plut. Sept. sapient. conv. 157e etc), и некоторые из них даже получили название по имени критского провидца («эпименидов лук»: Theophr. Hist. plant. VII 12 1). Эпимениду, безусловно, были известны и секреты оздоровительного поста. Свою пищу, как передает Деметрий, он получал от нимф, хранил ее в бычьем копыте и принимал понемногу, так что никто никогда не видел, как он ест (D. L. I 114). По уверению Плутарха, «Эпименид вполне разъяснил, доказав, что природа совершенно малым количеством питательного вещества восстанавливает и поддерживает живое существо, если оно принимает его в размере даже маслины, не нуждаясь более ни в какой пище» (De facie 940c) [18, c. 161]. Видимо, благодаря, в том числе, столь продуманному рациону прожил критянин Эпименид, по разным сведениям, от 154 до 299 лет (D. L. I 111), что немало. Большим оригиналом в области питания слыл среди греков и гипербореец Абарис. Кое-кто был даже уверен, что Воздухобежец и вовсе никогда не ел (Hdt. IV, 36; Iambl. V. Pythag. XXVIII, 141 etc), т.е., по словам Э. Доддса, «был настолько опытен в технике поста, что мог почти совсем обходиться без человеческой пищи» [8, c. 208]. Значение поста могло заключаться как в сознательном аскетизме, упражнении тела на пути к освобождению духа (т. е. в религиозном смысле), так и в соблюдении строгой диеты для здоровья тела. После Абариса пост стал составной частью мистических практик у пифагорейцев и орфиков. От них эту практику позаимствовали стоики. А уже у них – христианские аскеты. И, наконец, стоит обратить внимание на общее почти для всех «шаманов»-чудотворцев периода архаики обращение в процессе пурификации зараженных полисов к особым музыкальным и поэтическим формам. Так, по указаниям византийского историка св. Евстафия Солунского, Эпименид проводил свои очищения с помощью гекзаметров (Eust. I 486). А. В. Зайков обращает внимание на тот факт, что в древности были широко известны стихотворные сборники «Очищения» и «О жертвоприношениях», автором которых считался Эпименид (Strab. X 479; Paus. I 14 4; Euseb. Prep. evang. V 31 3; D. L. I 112; Suda s. v. Epimenides = DK 3 A 2). По мнению уральского ученого, это свидетельствует об использовании Эпименидом в процессе очищения городов от скверны поэтических технологий [9, c. 119], с чем трудно не согласиться. «Обаяние возвышенной музыки» выступило, по свидетельству Пратина из Флиунта, благотворным орудием в руках Фалета Гортинского, «который приглашен был по повелению дельфийского оракула и своей музыкой исцелил

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=