Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 36 Сделал это Абарис, как утверждает Ямвлих, при посредстве стрелы, которую он всегда носил с собой. Предмет этот имел поистине фантастические свойства: «Если он ехал на ней, то он преодолевал непроходимые места – реки, озера, болота, горы и другие подобные места и, как передают, обращаясь к ней, производил очищения, изгонял чуму и отводил ветры от городов, которые обращались к нему за помощью (V. Pythag. XIX 91) [21, c. 67]. Каков именно был принцип действия стрелы Абариса ни Ямвлих, ни кто другой из древних не рассказывают. Рационального объяснения этого явления не существует и с точки зрения современной науки. О том, какие технологии могли существовать в стране, называемой греками Гипербореей, остается лишь фантазировать. Можно дать лишь символическое толкование этого феномена. Стрела – атрибут Аполлона как бога солнечного света и, в другом аспекте, бога-врачевателя. Очевидно, что в аполлоновской стреле воплотились представления о целительных и животворящих свойствах солнечного света. Получив ее в дар от своего патрона (Iambl. V. Pythag. XXVIII 136), жрец Абарис обрел вместе с нею и чудесные способности к врачеванию и обеззараживанию огромных территорий. Тем не менее, в санитарно-эпидемиологической практике чудотворцев VII-VI вв. до н.э. можно вычленить ряд рациональных моментов, которые и могли обеспечить ей успех. Во-первых, очищению городов от скверны всегда предшествовало выяснение ее причин, по результатам которого целителем выбирался определенный набор действий, определяемых современниками как чудодейственные, а более поздними исследователями – как ритуальные. О том свидетельствует и Аристотель, передающий слова Эпименида, что, пророчествуя, «он отгадывал не будущее, а события, которые хотя и свершились, но остались темными» (Rhet. 1418a 25-26) [1, c. 160]. Таким образом, «ясновидение Эпименида напрямую было связано с его практикой очищений – он вскрывал тайные причины бед и несчастий, уже постигших население какого-либо города, и особыми искупительными обрядами, воздействуя на трансцендентные силы, освобождал город от скверны» [9, c. 125]. Во-вторых, как правило, сами чудотворцы выступали носителями определенных практик, которые могли бы выступать в определенных случаях как целительные. Среди них, например, стоит выделить практики, связанные с соблюдением той или иной диеты или поста. Надо сказать, что греки живо интересовались правилами питания выходцев из северных регионов. В «Пире семи мудрецов» Плутарха скифский философ Анахарсис «охотно и подробно» рассказывает дочери Клеобула Евтемиде, «чем у них в Скифии люди питаются и какими очищениями спасаются в болезнях» (Plut. Sept. sapient. conv. 148d-e) [17, c. 244]; та же внимает и учится, постигая «шаманские» тайны. Признанным знатоком здорового питания и прочих врачебных премудростей был Эпименид, который, как и Гесиод, «заведомо был во

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=