Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 35 город афинян с помощью искупительных жертвоприношений» (Maxim. Tyr. XXXVIII 3 = DK 3 B 1) [12, c. 77]. Обретение магического знания путем божественной интуиции считается одним из существенных признаков социального типа, возникшего в Греции в VII-VI вв. до н.э. Э. Доддс, вслед за К. Мёйли, связывает его появление с воздействием «шаманской» культуры, открытой для Эллады в результате начала процесса колонизации в указанный период черноморского региона. «Шаманов», к которым Доддс относит, помимо Эпименида, Орфея, Абариса, Аристея Проконнесского, Гермотима из Клазомен и др., отличают, в частности, такие удивительные способности, как экстатические техники, дар целительства, умение находиться одновременно в двух местах (способность к билокации). Кроме того, Эпимениду античная традиция приписывала и такую «шаманскую» особенность, как способность слышать голос с неба (D. L. I 115). По словам уральского антиковеда А. В. Зайкова, «само имя Ἐπιμενίδης связано, возможно, с ритуальной одержимостью и со способностью к трансу, которая должна была культивироваться жрецами данного типа. … Этимологически это имя, вероятно, стоит в одном ряду с глаголом ἐπιμαίνεσθαι – “быть одержимым страстью”, “быть в восхищении”, “неистовствовать” и прилагательным ἐπιμανής – “бешеный”, “безумный”, восходя к общеиндоевропейскому корню men-, имеющему отношение к различным качествам и статусам мыслительной деятельности и умственных способностей» [9, c. 117]. Именно с «шаманскими» способностями связывалась способность магов эпименидовского типа бороться с эпидемиями, природа которых находилась за пределами понимания античного человека. На счету каждого был не один эпизод избавления городов от моровых поветрий. Тому же Эпимениду приписывали, помимо знаменитого случая спасения Афин от Килоновой скверны, также очищение Делоса (Plut. Sept. sapient. conv. 158a). Критский мудрец и музыкант Фалет Гортинский излечил от моровой язвы Спарту (Paus. I 14 4; [Plut.] De mus. 42). Великим целителем слыл и уроженец Гипербореи [Комм. 2] Абарис, прибывший, по сведениям афинского грамматика Гарпократиона, послом от гипербореев во время распространившейся по всей земле моровой язвы, чтобы совершить моление Аполлону [11, c. 263]. (Пиндар указывает, что это случилось при лидийском царе Крёзе (Pind. frg. 270 Snell = Лебедев 10b А 1), очерчивая таким образом временные рамки события: в промежутке между 560 и 546 гг. до н.э.) [Комм. 3]. Миссия Абариса оказалась успешной: «Лакедемон после произведенного им в этой земле очищения уже не заражался чумой, тогда как прежде эта болезнь часто поражала его из-за того, что он расположен в неудачном месте: над ним возвышаются Тайгетские горы, и стоит отметить, что это создает духоту. Абарид также очистил Кносс на Крите. Известны и другие свидетельства способности Абарида производить очищения» (Iambl. V. Pythag. XIX 92) [21, c. 67].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=