Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 26 Указ Президента РФ от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», определяет ИИ как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» [9]. Таким образом, ИИ предстает как имитация интеллектуальных функций человека. Об этом говорит и российский предприниматель и разработчик технологий ИИ Игорь Ашманов: «с точки зрения разработчиков ИИ, а я разработчик, искусственный интеллект – это просто набор, пучок математических методов оптимизации машинного обучения, которые позволяют имитировать некоторые когнитивные – то есть умственные, ментальные – функции человека. Именно имитировать» [4]. Вместе с тем, возникает вопрос об этической ответственности разработчиков, который касается не только области инженерной этики или этики ученого. Этическая ответственность за технологические решения вторична , и относится к сфере профессиональной этики. В то же время главным в этике ИИ является вопрос об этическом содержании целей внедрения ИИ в «информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» [9], а также в экономику, право, управление, образование [8] и т.д. В этом смысле этику ИИ необходимо рассматривать не саму по себе, а в связи с политической, экономической, правовой и этикой образования; поэтому, этика ИИ приобретает масштабы прикладной этики, становясь основной этической проблемой в глобальном масштабе. В политическом аспекте, цель развития технологий ИИ – по замечанию Ашманова – повышение обороноспособности страны: «у нас доктрина – как кибер, так и военная, исключительно оборонная. Это некое идеологическое свойство нашего народа, нашей нации. Мы очень сильно оторвались в области радиоэлектронной борьбы, прямо всех обогнали... Но рано или поздно встанет вопрос: а у кого искусственный интеллект круче? И после этого можно будет дальше обсуждать его влияние на гражданскую жизнь и на экономику » ( курсив – Ю. Н, А. К. ) [4]. Вышесказанное отсылает к вопросам об этике кибервойны и кибербезопасности, которые поднимались на Западе, например, в рамках Семинара «Этика и политика кибервойны», Центра передового опыта Совместной киберзащиты НАТО (NATO CCD COE), который прошел 11-12 ноября 2014 года в колледже Магдалины в Оксфорде. В нем приняли участие эксперты из Великобритании, США, Германии, Испании, Италии,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=