Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 15 Можно отметить и еще одну составляющую движения. Это путь духовно-нравственный, путь, в ходе которого, по мнению Л. Н. Толстого, открывается истинная любовь, божественное начало жизни, суть божественного проявления. В текстах рассказов мы встречаем указания на точки такого пути: небо, Бог, наверху, облачко, Спаситель. Рядом со словами, которые имеют совершенно конкретную семантику, оказываются слова, связанные с отражением семантики духовности, глубокого внутреннего поиска. По нашему мнению, особенности репрезентации семантики движения в текстах рассказов можно рассмотреть, прослеживая особенности построения семантических полей. Полноценное представление о семантическом поле было разработано в трудах Г. Ибсена и В. Порцига. Чаще всего семантическое поле включает в себя несколько зон: зону ядра, зону центра, зоны ближней и дальней периферии. Обычно центральные зоны выражают семантику поля непосредственно, в них включаются лексические единицы, которые имеют прямое значение. Периферийные зоны связаны с более широким представлением семантики, включают слова в переносном значении или слова, которые посредством ряда семантических и мыслительных преобразований относятся к полю (например, мы касались этого вопроса: см. Красовская Н. А., 2013 [3]). В рассказе «Чем люди живы» семантическое поле имеет следующую структуру, представлено своими основными составляющими: зоной ядра, к которой мы относим глаголы, непосредственно обозначающие передвижение в пространстве из одной точки в другую (идти, бежать, ходить и многочисленные приставочные образования от них). Зоной центра, в которую мы включаем глаголы, также указывающие на движение, но оно оказывается вращательным, колебательным, связанным с различного рода незначительными движениями человека или движениями, имеющими дополнительные особенности (разминаться, раскачиваться, сесть, принести и мн. др.). Зоной ближней периферии, куда вошли указания на путь следования, крайние точки перемещения, направление движения (село, часовня, поверток и др.). К этой зоне мы отнесли лексемы, которые характеризуют движение, указывают на его отличительные признаки (легко, сюда, тройкой, верхом и т.п.). Зоной дальней периферии, к которой мы отнесли соматизмы, на наш взгляд, играющие определенную роль как в характеристике движения, так и в возможности его осуществления (нога, коленки, подошва, крылья, ручка и др.). Сюда же, в зону дальней периферии, вошли указания на предметы, жизненные факты и сферу деятельности человека, которые так или иначе связаны с движением (палочка, сапоги, валенки, босовики, сапожник и под.). Подробнее о структуре семантического поля «Движение», построенного на материалах рассказа «Чем люди живы», мы рассуждали в статье (см. Красовская 2020 [4]). В частности, в качестве выводов нами отмечено: «Во- первых, гипотеза о довольно широком представлении семантики движения в «народных рассказах» Л. Н. Толстого была подтверждена, так как структура

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=