Гуманитарные ведомости. Выпуск 4 (36). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (36), декабрь 2020 г. 14 сына. Постепенно и Семен, и Мартын приходят к пониманию смысла жизни и божественного начала в ней. Данные рассказы, безусловно, можно отнести к рассказам с притчевой основой. О притчевом характере многих произведений Л. Н. Толстого, как относящихся к малым прозаическим жанрам, так и относящихся к жанрам с развернутым повествованием, неоднократно писали исследователи. Так, этой проблемы касались Габдуллина В. И., Лещева В. А., Сат Н.Д. и др. Например, говоря об исследовании притчевого начала в творчестве Л. Н. Толстого, Лещева В. А. в кандидатской диссертации отмечает: «Проблема использования Л. Н. Толстым притчевой традиции впервые была поставлена Е. Н. Купреяновой в книге «Эстетика Л. Н. Толстого», в которой анализировались источники литературных заимствований в «Исповеди» и так называемых «народных рассказах». Примечательно, что этому циклу посвящено наибольшее количество исследовательских работ, в целом обращающихся к роли притчи в творчестве Л. Н. Толстого» [5, c. 3]. Останавливаясь на анализе произведений малого жанра, исследователь говорит о том, что притчевость многих рассказов Л. Н. Толстого имеет очень глубокие корни и заметным образом проявляется в художественных и публицистических произведениях: «Для подбора самих сюжетов характерна простота и безыскусность. Сюжеты авторских притч заимствованы из окружающей писателя действительности, понятной читателям. Все это может свидетельствовать об активном стремлении Л. Н. Толстого поделиться открывшимися истинами, «направить» читателя, сформировать его точку зрения, основанную на его собственных рассуждениях» [5, c. 12]. На наш взгляд, притчевость в ее преломлении в рассказах Л. Н. Толстого напрямую связана с семантикой движения. Ведь именно движение отражает простые действия человека, которые в большинстве случаев определяются репрезентацией условий жизни, работы, перемещением в пространстве, путешествиями, взаимоотношениями с окружающими людьми. Но именно смыслы движения позволяют человеку, о котором пишет Л. Н. Толстой в своих рассказах, оказываться в центре событий, не быть закрытым и замкнутым только в своем мире, движение порождает общение, взаимодействие, контакты, открытость внешнему миру, даже, несмотря на то, что формально мир может иметь физические границы дома, комнаты, угла. Человек в ходе осуществления движения ищет путь, проходит этот путь, переходит от точки к точке, пересекает границы или смещает границы, в ряде случаев разрушает их. Обратим внимание на такие физические маркеры движения, которые, с одной стороны, указывают именно на возможность осуществления движения, с другой стороны, указывают на физические границы, точки: дорога, лестница, ступени, стены, дверь, часовня, темный угол и т.д. По нашему мнению, преодоление границ, преодоление пути, открытость людям, которые находят отражение в указании на способы осуществления движения, его характеристику, – это существенная особенность организации семантики движения в рассматриваемых рассказах Л. Н. Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=